Исторические казусы: "Дипломатия канонерок"

Игорь Астахов  |  Четверг, 17 октября 2019, 16:16
Знаете ли вы, что такое Дипломатия канонерок? Это один из вариантов Дипломатии Большой дубинки, демонстративная проекция силы при помощи военно-морского флота. Сейчас "проецировать силу" удобнее с авианосцев, но в эпоху "до исторического материализма", то есть с середины 19-го века и до начала Первой Мировой войны в этом качестве применяли канонерки, то есть канонерские лодки.
Исторические казусы: "Дипломатия канонерок"

Канонерская лодка (от итальянского cannone "пушка") - это корабль относительно небольшого водоизмещения и без брони либо слабо бронированный, но вооружённый одним или несколькими орудиями достаточно крупного калибра. Для боя в открытом море такие корабли подходили слабо, а вот "попроецировать силу" где-нибудь на реке или у чужого берега - то всегда пожалуйста. Для береговой обороны - также крайне удобный вариант. И неудивительно, что многие страны, и имеющие огромные флоты, как "владычица морей" Великобритания, и жмущиеся к своим берегам, как Китай, хотели и имели в составе своих военно-морских сил эти самые канонерки.

Естественно, законодателем была Великобритания. И естественно, что самые удивительные канонерки родились здесь. Именно здесь, а точнее, в городе Ньюкасл-апон-Тайн, в его судостроительном районе Элсвик родились культовые "канонерки Рендела". Идея такой артиллерийской скорлупки была проста, как лапоть: берётся паровая машина, пушка калибром побольше и впихивается в маленький кораблик. Броня? Батенька, зачем вам броня? Толстую эта лодочка не потянет, а тонкая никакой пользы и не даст. В итоге первая канонерка весила всего 180 тонн, пёрла на себе армстронговскую 9-дюймовку, на мерной миле в тепличных условиях разогналась максимум до 8,7 узла (то есть аж 16 км/ч). 

Несмотря на более чем скромный результат (и такую же цену), канонерка привлекла к себе внимание. Начало эры канонерских лодок, которые порой решали судьбы государств, было положено.

Естественно, эволюция канонерок Рендела не стояла на месте. Увеличивалось водоизмещение, длина и ширина корпуса, ставились более мощные пушки и машины, прибавилось и брони на бортах. В конце концов, британская канонерка "Excellent" вообще была вооружена крейсерской 234-мм пушкой в крейсерской же башне! И это не самый безумный образец вооружения...

...Ничто не предвещало беды в конторе верфи Армстронг, когда в 1887 году поступил заказ на постройку двух ренделовских канонерок - "Кастора" и "Поллукса" - для итальянского флота. Итальянцы просили построить им самые обычные, типовые канонерки - 35 метров в длину и 11 в ширину, водоизмещение 687 тонн, одна паровая машина мощностью 261 кВт.

Их построили, разобрали, по железке доставили в Италию, и там ,на заводе всё того же Армстронга, собрали и спустили в тёплую и солёненькую воду Средиземного моря. И только тут, после поднятия на коротеньких мачтах канонерок флага «Регина Марина», стало понятно, что у итальянских моряков есть своё, извращённое чувство юмора.

Они решили установить на носу канонерок 400-миллиметровые пушки Круппа с длиной ствола в 32 калибра!

Вес этой демонической пушки составлял 120 тонн. Учитывая невеликие размеры "Кастора" и "Поллукса", остаётся загадкой, как небольшие канонерки не потонули после такого артиллерийского извращения.
Разумеется, ни о каких механизмах наведения речи и близко не шло, а боезапасом этой Очень Большой Пушки служили 900-килограммовые снаряды.

На фотографии изображён "Поллукс" с 400-мм "мечтой исследований для дедушки Фрейда", обычно этот снимок имеет подпись "на испытаниях орудия". То есть, эта конструкция реально стреляла!!!

Прекрасно видно, что огромная пушка занимает почти половину корабля и как на оставшейся половине размещаются 49 человек экипажа — за гранью военно-морского добра и зла.

Видимо, дедушка Фрейд не смог приехать, и итальянцы, уверенные в соразмерности своих творений, продолжили создавать плавающих чудовищ.

Перед Первой Мировой войной было создано семь "фрейдистских" канонерок, превзошедших по абсурдности предыдуших близнецов. Судите сами — 570 тонн водоизмещения и длина 37 метров, дизель в 350 лошадиных сил, разгоняющий это плавсредство до целых 6 узлов (только по спокойной воде и то не сразу). И линкорное орудие калибром 381-мм и весом 90 тонн, да ещё снаряды по 890 кг каждый.

То есть это были этакие самоходные лафеты, стреляющие строго вдоль оси судна, горизонтальное наведение было в единицы градусов, а вопросов скорострельности лучше вообще не поднимать.
Куда корабль улетал от отдачи - вопрос, вообще, открытый. Если в момент выстрела из жерла пушки вылетает почти тонна железа со скоростью несколько сотен метров в секунду, то чахлые 570 тонн веса канонерки с орудием получают пинок назад где-то на полметра в секунду. То есть, выстрелить без сотрясения мозга было явно нереально.

К сожалению, в 1924 году этих монстров, так и не проявивших себя в деле, стали выводить из состава флота… А дедушка Фрейд опять не успел…

Фото заинтересует не только Фрейда, но и Юнга в придачу, ибо итальянцы умудрились как-то разместить аж ДВА ствола. Прошу любить и жаловать - монитор "Альфредо Каппеллини".

comments powered by HyperComments