Броненосные "маршалы" флота Бразилии

Александр Вельможко  |  Четверг, 1 июля 2021, 17:01
Два броненосца береговой обороны, построенные во Франции, были самыми сильными кораблями бразильского флота в преддредноутную эпоху. Безнадежно устарелые уже к началу Первой мировой войны, они служили бразильскому флагу еще долгие годы, а один из них еще полтора десятка лет был единственным броненосным кораблем флота Мексики.
Броненосные "маршалы" флота Бразилии

История создания

Целое десятилетие после череды революций, мятежей и восстаний 1889-1894 гг. Бразилия пребывала в состоянии стагнации. Несмотря на увеличивающийся экспорт кофе и каучука, экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым, финансы находились в полнейшем упадке. Затраты на вооруженные силы сократились до минимума. В особенно тяжелом положении оказался флот – из привилегированной силы времен империи он превратился в никому не нужного бастарда.

Престиж флота был подорван мятежом 1893-1894 гг., когда военно-морские силы под командованием адмирала Жозе Кустодио де Меллу после ухода в отставку первого президента Бразилии Деодору де Фонсека потребовали проведения внеочередных выборов и в течении нескольких месяцев вели боевые действия против правительственных сил, сохранивших верность вице-президенту, теперь уже президенту маршалу Флориану Пейшоту. Поражение мятежников обусловило негативное отношение к флоту со стороны сухопутной армии, фазендейро, и других влиятельных слоев общества. В результате ассигнования на флот сократились примерно до 28 тыс. конто ежегодно, а кораблестроение свелось к минимуму.

За десять лет флот Бразилии пополнился лишь двумя броненосцами береговой обороны, одним бронепалубным крейсером, тремя торпедно-канонерскими лодками и пятью малыми миноносцами. Все малые корабли (миноносцы и торпедно-канонерские лодки) были начаты постройкой еще до начала мятежа. Крупные корабли (крейсер «Альмиранте Баррусу» и броненосцы типа «Деодору») заказывались за границей в 1895 и 1896 гг. На иностранных верфях модернизировались и оба более старых броненосца «Риачелло» и «Аквидабан».

Заказанные французской фирме «Форж э Шантье де ля Медитерране» («Forges et Chantiers de la Meditennanee»; Тулон, верфь Ла-Сен) броненосцы береговой обороны «Маршал Деодору» и «Маршал Флориану» являлись, по сути, уменьшенной по водоизмещению вдвое версией французских броненосцев береговой обороны типа «Вальми». Естественно, что основные тактико-технические данные бразильских кораблей были гораздо хуже, чем у прототипов. За строительством наблюдала специальная комиссия во главе с адмиралом Хосе Кандидо Гуиллобелем.


 

Описание конструкции

Корабли типа «Деодору» по своей компоновке являлись типичными французскими броненосцами береговой обороны – два тяжелых орудия в башенных установках в оконечностях корпуса, низкий борт в сочетании с развитыми надстройками, толстый и узкий броневой пояс. Все это – при более чем умеренном водоизмещении, скорости и дальности плавания.

Броненосцы имели нормальное водоизмещение 3162 т и полное 3350 т; наибольшая длина составляла 83,6 м, между перпендикулярами – 81,5 м, ширина – 14,4 м, осадка носом – 4 м, кормой – 4,4 м, общая высота борта – 6,9 м высота надводного борта – 2,9 м. Корпус броненосца – стальной, разделенный на 17 водонепроницаемых отсеков. В подводной части корпуса вдоль бортов были устроены коффердамы. Двойное дно использовалось для хранения запасов котельной воды и балласта.

Главный броневой пояс из никелевой стали, закаленной по методу Гарвея, поднимался на 0,7 м выше конструктивной ватерлинии и опускался на 1 м ниже ее. Его толщина на миделе составляла 350 мм, уменьшаясь к нижней кромке до 150 мм. К оконечностям пояс также утончался – до 105 мм. Бортовая броня опиралась на деревянную подкладку толщиной 100-120 мм. Броневая палуба со скосами состояла из двух слоев общей толщиной до 45 мм. Боевая рубка имела 125-мм бронирование.


"Деодору", схема бронирования из ежегодника Brassey's

Главный калибр состоял из двух французских 240-мм орудий Шнейдера с длиной ствола в 40 клб., размещенных в двух одноорудийных башнях на носу и корме. Башни защищались броней толщиной до 200 мм. Главный калибр дополняли четыре скорострельных 120-мм пушки системы Шнейдера с длиной ствола 50 клб. По правде говоря, эта система разрабатывалась для нужд береговой обороны, для которой предъявлялись не столь жесткие ограничения по массе, как для корабельной артиллерии. Из-за этого масса орудия была примерно в полтора раза выше, чем у аналогов. Между тем, бразильцы пошли на этот шаг, вероятно, чтобы унифицировать артиллерийские системы с береговыми. Но опыт оказался неудачным, и скорострельные орудия вскоре заменили на пушки системы Армстронга с той же длиной ствола, о которых и упоминают все справочники по корабельной артиллерии.

Интересно отметить, что кроме бразильцев, опыт установки орудий Шнейдера на кораблях имели лишь в российском флоте, но там эта мера стала импровизационной, когда срочно потребовалось вооружить вспомогательный крейсер «Терек».

После разоружения кораблей все орудия передавались на береговые склады, откуда они, наконец, частично и были использованы для нужд береговой обороны.

Отдельного рассказа заслуживают 120-мм орудия Армстронга броненосца «Деодору». Проданные вместе с кораблем Мексике, они после его разоружения попали на береговые склады. После начала гражданской войны в Испании, поскольку Мексику и республиканцев связывали давние теплые отношения, их использовали для вооружения республиканских судов «Мотомар» и «Ибаи» (по два на каждое).

120-мм орудия стояли в казематах, расположенных по «углам» надстройки. Защита казематов достигала толщины 76 мм и состояла из трех слоев – броня толщиной 52 мм и два слоя судостроительной стали. На палубе надстройки размещались шесть 57-мм скорострелок Норденфельдта со щитами. Дополняли артиллерийское вооружение две 37-мм пушки Виккерса, установленные на боевых марсах и два 7-мм пулемета Гочкиса на мостике. Торпедное вооружение состояло из двух подводных 457-мм аппаратов с боезапасом из 6 торпед. Для определения расстояния служил дальномер Херлимана с дальностью действия до 7000 м.

Главные механизмы состояли из двух паровых машин тройного расширения с максимальной мощностью 3400 л.с. Каждая машина работала на свой гребной вал. Гребные винты – четырехлопастные, диаметром 3,2 м. Пар вырабатывали восемь водотрубных котлов конструкции и производства фирмы «Лаграфель д’Аллес» («Lagrafel d'Allest»), разделенных на четыре группы по два котла в каждой. Полный запас угля, принимаемый на борт, достигал 240 тонн. Для хранения топлива служили шесть бункеров, расположенных по бокам и впереди котельных отделений. Для выработки пресной воды служили два испарителя производительностью до 250 литров в час. Запас котельной воды в 139 тонн хранился в междудонном пространстве.

На испытаниях оба броненосца развили скорость в 14 узлов, однако она была достигнута лишь под принудительной тягой. Приводимые во многих справочниках данные о 15 узлах являются явно завышенными и не находят подтверждения в бразильских источниках. Экономическая скорость составляла 8 уз. Запаса топлива хватало на 7,5 суток экономического хода, что соответствует 1440 милям и не отвечает приводимым данным о дальности плавания в 2500 миль на 10 узлах.

Электроэнергия вырабатывалась четырьмя динамо-машинами (сила тока 400 А, напряжение 80 В), каждая из которых приводилась в движение двухцилиндровой паровой машиной. Помимо освещения, от электричества работали 26 различных вспомогательных механизмов и два боевых прожектора диаметром 60 см с силой света 16000 свечей. Прожекторы располагались по бокам ходового мостика.

Для обеспечения связи были установлены радиостанции систем «Телефункен» и «Маркони» с дальностью действия до 40 миль. Для ближней связи служили два устройства светового телеграфа Скотта. Внутренняя связь обеспечивалась системой переговорных труб.

Экипаж каждого из броненосцев состоял из 200 человек.

 
Спуск на воду броненосца "Деодору" 18.06.1898, Тулон


 

Модернизации

В 1915 г. на броненосцах были заменены котлы – вместо восьми старых установили четыре новых системы «Бабкок-Уилкокс». Вероятно, после замены котлов скорость и возросла до 15 узлов, указанных в справочниках «Jane’s» и «Conway». Тогда же были перенесены на мостик прожектора и демонтированы малокалиберные пушки с марсов, хотя сами марсы сохранились.

В 1917 г. были демонтированы торпедные аппараты.

В 1918 г. старые дальномеры заменили на новые, системы Барра и Струда с максимальной дальностью действия до 40000 м.

В 1922 г. на дымовых трубах «Деодору» и «Флориану» была нанесена отличительная маркировка.


"Деодору" в заливе Гуанабара

Во время службы в мексиканском флоте котлы «Анауака» (бывший «Деодору») были переведены на нефтяное отопление с увеличением запаса топлива до 440 тонн.


 

История службы

Служба маленьких латиноамериканских броненосцев не отличалась разнообразием. Бразилия не воевала, если не считать ее весьма ограниченного участия в Первой мировой войне, в которой старые корабли не участвовали. Поэтому самыми яркими эпизодами биографии «Деодору» и «Флориану» стали различные революции и мятежи, парады и торжества.

Названия корабли получили в честь маршалов Мануэла Деодору да Фонсека и Флориану Виейра Пейшоту, важнейших «ликвидаторов» империи, а затем – первого и второго президентов Бразильской республики. Первым командиром «Деодору» стал капитан 2 ранга Жоао Баптиста дас Невес, а «Флориану» – капитан 1 ранга Дуарте Юэ де Баселар Пинто Гуэдес.


"Флориану"

В 1901 г. офицеры броненосца «Флориану» в Вестминстерском аббатстве отдали почести могиле национального героя Бразилии – английского адмирала Кохрейна, в честь которого был назван ряд кораблей разных стран Южной Америки. С 1902 года «Флориану» являлся флагманом Северной эскадры бразильского флота с базой в Манаусе. Задачей этой эскадры являлся контроль над устьем и бассейном Амазонки.

«Деодору» в 1904 г. орудийным огнем подавил мятеж в военной академии Прайя-Вермелья.

В 1908 г. оба броненосца, как лучшие представители бразильского флота, стали «принимающей стороной» во время визита в бухту Рио-де-Жанейро (Гуанабара) американского «белого флота».


Один из броненосцев типа "Деодору" в бухте Гуанабара во время визита "белого флота" США, январь 1908 г. Фото ошибочно подписано как "крейсер".

В ноябре 1910 г. экипажи броненосцев приняли участие в одном из крупнейших восстаний в истории бразильского флота. Оно началось в 7 утра 23 ноября на борту линкора «Минас Жераис», где восставшие убили командира и двух офицеров. Практически одновременно к инсургентам присоединились экипажи линкора «Сан Паулу» и крейсера «Байя». Матросы, протестуя против телесных наказаний, угрожали обстрелять Рио-де-Жанейро и другие приморские города. Поскольку ответа правительства так и не последовало, всю последующую ночь корабли не спеша стреляли по берегу. На рассвете 24-го, все три корабля, к которым к этому времени уже присоединился «Флориану», вошли во внутреннюю гавань и открыли огонь по крепости. Поскольку им никто не отвечал, обстрел проводился бессистемно, в результате чего, по сообщениям журналистов, жертвами стали лишь женщина и два ребенка в столице.

После этого, наконец, последовала реакция правительства, и явившийся на борт линкора депутат, убедил повстанцев прекратить обстрел. Он обещал им всеобщую амнистию и рассмотрение всех требований. Однако дискуссия в Сенате неожиданно затянулась, в результате чего 25 ноября «Минасу Жераису» пришлось напомнить о себе огнем орудий, обстреляв, правда, на сей раз лишь канонерскую лодку, оставшуюся преданной правительству. Для доказательства серьезности своих намерений, он стал на якорь перед президентским дворцом. Одновременно «Флориану» сделал несколько выстрелов по арсеналу.


"Флориану"

Наконец, в 4 часа вечера была объявлена всеобщая амнистия для повстанцев, принято решение о существенном смягчении телесных наказаний и улучшения условий службы. Непосредственно на флоте восстание прекратилось, но матросы сошли на берег только после приказа об увольнении их со службы и амнистии. Результатами этого восстания стали военные перевороты в правительствах ряда штатов Бразилии и фактическое прекращение строительства новых боевых кораблей на несколько лет. В частности, была отменена постройка третьего дредноута «Рио-де-Жанейро», а развитие флота свелось к кадровым вопросам и улучшению условий базирования.

28 сентября – 5 октября 1913 г. «Деодору» и «Флориану» приняли участие в крупнейших учениях бразильского флота у острова Сан-Себастьян. В них участвовали оба новых дредноута «Минас Жерайс» и «Сан-Паулу», крейсера «Байя», «Рио Гранде-ду-Сул», «Альмиранте Баррусу», новые эсминцы и торпедно-канонерские лодки. За ходом учений с борта парохода «Карлос Гомес» наблюдали президент Бразилии Эрмес Родригес де Фонсека и морской министр.


Бразильский флот в порту Сантус. Видны оба броненосца типа "Деодору" и другие корабли.

С начала января и до февраля 1914 года броненосцы участвовали в очередных общефлотских маневрах у берегов Санта-Катарины. Организационно «Деодору» и «Флориану» составили 2-ю дивизию флота (в первой были дредноуты).

С 1916 г. и до конца Первой мировой войны «Деодору» являлся флагманским кораблем Северной эскадры, охранявшей устье Амазонки от вероятного появления германских рейдеров. В состав эскадры также входили «Флориану», старые крейсера «Република» и «Тирадентес», несколько миноносцев и вспомогательных судов. Командовал эскадрой адмирал Жоао дос Сантус.

Летом 1918 г. «Флориану» был передислоцирован, став флагманским кораблем морских сил Юга с базированием на Сан-Франциско-ду-Сул. Командовал соединением Альберто де Баррус Габалья, бывший в 1915-1916 гг. командиром линкора «Сан-Паулу».


"Флориану", 1919 г.

В апреле 1924 г. «Деодору» был продан Мексике. На вырученные средства в Италии были заказаны подводные лодки типа «Хумаита».

16 апреля 1924 г. корабль принял мексиканский экипаж и, после традиционной приемки-передачи, 29-го числа поднял национальный флаг, сменив свое наименование на «Анагуак» («Anahuac»), в честь победы, одержанной мексиканскими войсками над техасцами в 1835 г. Средства на приобретение самого «капитального» за всю историю мексиканского флота корабля в размере 8 тысяч бразильских контос были выделены под программу президента Альваро Обрегона по реорганизации флота. Однако выйти из Рио-де-Жанейро корабль смог лишь 21 мая, после проведения необходимого ремонта согласно приемной дефектационной ведомости. Наконец, 15 июля 1924 г. около 11 часов броненосец бросил якорь в Веракрусе.

   
"Анагуак" в порту Вера-Круз, 1924 г.

Как отмечалось в мексиканских документах, несмотря на весьма солидный 26-летний возраст, состояние корабля было весьма хорошим. Еще в Рио, когда броненосец ввели в док, мексиканские представители весьма дотошно обследовали состояние корпуса. Отмечалось также превосходное состояние машин, новые котлы и относительно современная артиллерия.

В течение последующих лет «Анауак» выполнял роль учебного судна, до исключения из списков флота в 1938 г.

«Флориану» 6 июля 1922 года получил свое единственное боевое повреждение от случайного попадания снаряда во время стрельбы орудий форта Копакабана по Змеиному острову в бухте Гуанабара.

В 1931 году, с марта по декабрь, «Флориану» под командованием капитана Ногейра да Гамы используется в качестве гидрографического судна. В этой роли броненосец стал первым исследовательским кораблем Бразилии, принимал участие в изучении берегов Амазонии.

В 1934 г. «Флориану» вывели из состава флотилии Амазонки и разоружили. В дальнейшем корабль использовали как плавказарму вплоть до исключения из списков флота в 1936 г.


 

Оценка проекта

 «Деодору» и «Флориану» стали первыми броненосными кораблями Бразилии, заложенными после падения империи в 1891 г. и гражданской войны 1893-1894 гг., в которой флот принимал самое активное участие, сражаясь против законного правительства. Естественно, что в обстановке революционных потрясений и антиправительственных мятежей, отношение парламента к флоту было, мягко говоря, не очень хорошим. Да и с финансами в Бразилии было туговато. Неудивительно, что закладка новых броненосцев состоялась только в 1896-1897 гг.

Названные в честь военных, своими бездарными действиями спровоцировавших ряд мятежей и сепаратистских движений в первые годы Бразильской республики, броненосцы остались в тени забвения. Они оказались не так известны, как, например, бразильские дредноуты или броненосцы предыдущего поколения – «Риачелло» и «Аквидабан».

Концептуально ничего нового два маленьких бразильских броненосца береговой обороны не представляли, являясь, по сути, простым повторением французского типа кораблей этого класса – с двумя башенными установками главного калибра и толстым, но очень узким броневым поясом по ватерлинии. Насколько же актуальны были эти корабли в бразильском флоте на момент своего появления – в самом конце XIX века?


"Флориану"

Как раз на рубеже столетий бразильский флот резко уступил позиции лидерства в Латинской Америке своему ближайшему соседу – Аргентине. Заказ последней крейсеров типа «Гарибальди» в количестве четырех единиц делал превосходство аргентинского флота над бразильским не только количественным, но и качественным: каждый крейсер очень значительно превосходил оба бразильских броненосца береговой обороны вместе взятых. И только соглашение 1902 г. об ограничении флотов заставило аргентинцев отказаться от ввода в строй еще одной пары «Гарибальди» и выставить их на продажу.

Бразильские броненосцы отставали от новых веяний и в отношении системы бронирования. В эпоху массового применения скорострельных пушек среднего калибра толстый и узкий броневой пояс уже не обеспечивал необходимого уровня защиты. Во Франции, где строились бразильские корабли, это прекрасно понимали и воплощали в металл идею корабля, почти полностью защищенного броней средней толщины. По сходной схеме бронировались и аргентинские крейсера.

Была ли у бразильцев возможность получить нечто большее? Скорее всего – нет. При использовании выделенных средств на постройку одного корабля вдвое большего водоизмещения (6000-6500 т) мог получиться броненосец с умеренными характеристиками, своего рода повторение чилийского «Капитана Прата», французских «Вальми» или «Бувинэ». Такой корабль все равно не мог бы тягаться на равных ни с одним «стандартным» броненосцем своего времени, и даже не всякий броненосный крейсер был бы ему по зубам. В силу этого постройка более слабых броненосцев меньшего водоизмещения, но зато в количестве двух единиц оказалась вполне разумным использованием имеющихся финансовых возможностей бразильского флота. Таким образом убивались сразу несколько «зайцев»: формировалось хоть сколько-нибудь современное ядро флота из двух броненосцев, а также появлялась возможность одновременно держать по одному кораблю в каждой из двух стратегически важных точек побережья – в устье Амазонки и в районе Рио-де-Жанейро. Кстати, не исключено, что одним из определяющих факторов выбора броненосцев малого водоизмещения была возможность их использования в бассейне Амазонки.

В целом надо признать, что бразильские адмиралы относительно успешно использовали имеющиеся ресурсы при выборе количества и типа кораблей, хотя их устаревшая схема бронирования оказалась явной неудачей. Тем не менее, оба броненосца оказались долгожителями, что неудивительно для любого флота Латинской Америки, и немалую роль в этом сыграло достаточно высокое качество французской постройки.

 

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Исключен

«Marshal Deodoro»

1.1.1896

18.6.1898

20.6.1900

1938

«Marshal Floriano»

1.1.1897

6.7.1899

1.1.1901

1.1.1936

comments powered by HyperComments