Четыре факта об Одесском Художественного музее и его директоре

Александр Вельможко  |  Пятница, 6 сентября 2019, 23:37
Несколько дней назад Одесский областной совет большинством голосов принял решение об увольнении директора Художественного музея Александра Ройтбурда, что вызвало масштабный общественный резонанс. Разбираюсь в фактах, что произошло, и что будет дальше. Музей при нем стали активно обсуждать, в нем произошли определенные позитивные изменения. Однако областные власти в лице облсовета и ОГА как не выполняли, так и не выполняют своих обязанностей по нормальному содержанию музея. А Ройтбурд - не 100 долларов, чтобы всем нравиться.
Четыре факта об Одесском Художественного музее и его директоре

Позавчера с минимальным большинством голосов (51 депутат из 84) Одесский областной совет на внеочередной сессии принял решение об увольнении с должности директора Художественного музея Александра Ройтбурда - одного из самых известных украинских художников, работающих в жанре современного искусства. Формальной причиной принятия такого решения стало несоблюдение процедуры назначения Ройтбуда на пост руководителя музея. Интересно, что начиная с весны 2018 года, сразу после его назначения, ни одна сессия областного совета не проходила без поданного представителями "Оппоблока" вопроса об увольнении Ройтбурда - и почти каждый раз проект такого решения не набирал большинства голосов. 


 

Факт №1. Что не так с художественным музеем?

Как и все одесские музеи, Художественный к началу 2018 года находился в достаточно запущенном состоянии и требовал ремонта. В некоторых залах даже приходилось подставлять емкости для сбора капающей и текущей воды с крыши. Та же статья 26 закона "О музеях и музейном деле" гласит: "Місцеві органи виконавчої влади та органи місцевого самоврядування несуть відповідальність за матеріально-технічне та фінансове забезпечення музеїв, що перебувають у сфері їх управління".

Следовательно, ответственность за состояние художественного музея напрямую лежит на все том же областном совете и областной администрации, а также на предыдущем руководстве музея. То есть, прежние директора музея не смогли подготовить программу развития с соответствующими требованиями в части бюджетного или внебюджетного финансирования, а местные власти не смогли выделить достаточно денег для поддержания музея в надлежащем состоянии. После назначения Ройтбурда ни поддерживающий его на словах Максим Степанов, ни областной совет не обеспечили необходимого бюджетного финансирования музея для проведения ремонта. Вместо этого руководство музея пошло по пути увеличения собственных средств - за счет повышения стоимости билетов и увеличения количества посетителей, что сделать, в принципе, удалось. Также был создан "клуб Маразли" - фактически благотворительный фонд, средства из которого направлялись на нужды музея, вместе с другой финансовой помощью от волонтеров и меценатов. Музей получал гранты. 

Как результат - выросла посещаемость музея, более чем на миллион увеличилась, согласно отчетам, выручка от продажи билетов, поступило чуть более 2 миллионов гривен грантов за 2018-2019 гг. 

Тем не менее, официальный сайт музея в "календаре событий" не показывает никаких анонсов. В главном меню сайта отсутствует полезная информация для посетителей - о времени работы музея, о стоимости билетов, о льготах, проезде к музею. Найти это можно только через "карту сайта". Сам официальный сайт не обновляется с мая 2018 года. Вместо этого вся онлайн-активность Художественного музея перенесена в соцсети.

В то же время ряд депутатов областного совета заявляют, что различные проверки и комиссии облсовета в музей не допускались, а ответы на депутатские запросы игнорировались или на них подавались заведомо "неадекватные" ответы. Понятно, что это был элемент политической борьбы, но все же. 

При назначении Ройтбурд рассказал о своей программе работы. В первую очередь речь шла о ремонте здания музея - историческом памятнике архитектуры - дворце Потоцких-Нарышкиных. Там необходимо ремонтировать кровлю, устранять течи, устанавливать систему климат-контроля для лучшей сохранности картин, обустроить выигрышное и не несущее вреда для картин освещение. Обещали создать общественный и опекунский советы, в которые войдут известные деятели культуры. В более глобальных планах - строительство нового здания для Художественного музея. Что будет при этом со старым и что будет с огромнейшей коллекцией живописи - вопросы пока остаются открытыми.

Кстати, у Художественного музея уже был прецедент, когда им руководил знаменитый живописец. Это были годы революций и гражданской войны - в период с 1917 по 1921 год директором был сам Кириак Костанди, затем, до 1926 года музей возглавлял его сын Михаил.


 

Факт №2. Назначение Ройтбурда и процедура.

Назначение директоров музеев, в том числе Одесского Художественного, происходит на основе раздела V статьи 26 закона Украины №249/95-ВР "О музеях и музейном деле". В законе украинским по белому говорится, что директора музеев отбираются на открытых и публичных конкурсах, после чего в течении двух месяцев с момента завершения конкурса утверждаются решением "органа управления". В случае Одесского художественного музея таким органом является Одесский областной совет как высший орган местного самоуправления в Одесской области. 

В конце 2017 года Александр Ройтбурд выиграл конкурс на должность директора Одесского Художественного музея - в процессе он буквально на один голос в решении конкурсной комиссии опередил также претендовавшего на эту должность прежнего директора Виталия Абрамова. После этого на сессии 14 марта 2018 года областной совет не смог утвердить Ройтбурда в должности директора - при голосовании данный проект решения набрал лишь 28 голосов из 84. Далее, 19 марта, в обход областного совета контракт с Ройтбурдом подписал тогдашний глава Одесской обладминистрации Максим Степанов.

Депутаты областного совета в большинстве своем ощутили такое решение Степанова как вмешательство в свои полномочия и как откровенное "нагибание" органа местного самоуправления. Децентрализация на марше. Вместе с личными "обидами" "оппоблоковцев" это и стало, скорее всего, причиной системных попыток уволить Ройтбурда на протяжении примерно полутора лет. Так что, следует признать, что мину замедленного действия под Художественный музей заложил сам Степанов. 

Однако, теперь, после решения облсовета, Ройтбурд остается в статусе "и.о." до результатов нового конкурса на должность директора. И имеет все возможности снова поучаствовать в конкурсе, выиграть его и быть утвержденным областным советом в полном соответствии с предписанной законом процедурой. 

Кстати, вот что говорится в законе о требованиях к директорам музеев: "Керівником державного чи комунального закладу культури може бути особа, яка має вищу освіту, стаж роботи у сфері культури не менше трьох років, володіє державною мовою та здатна за своїми діловими і моральними якостями, освітнім і професійним рівнем виконувати відповідні посадові обов’язки".


 

Факт №3. Известность Ройтбурда как художника

Александр Ройтбурд в масштабах Украины - личность, безусловно, известная. Сначала - за счет весьма эпатажного и неоднозначного творчества в жанре современного искусства. Кому-то он нравится, кому-то нет. Как художник Ройтбурд заявляет о своей известности на международном уровне. Его картины, согласно открытым источникам, имеются в собраниях Художественного музея университета Дюка в Дюреме (США), в "Модерна Галериа" в столице Словении Любляне. Вместе с тем, в англоязычной "Википедии" он упоминается лишь один раз, как один из директоров киевской Галереи Марата Гельмана, где он работал с 1999 по 2001 год - и все. Персональной страницы Ройтбурда в английской "Википедии" на данный момент нет, как не было и в момент назначения директором Одесского художественного музея весной 2018 года. Поиск в "Google" по запросам "Alexander Roytburd" и "Alexander Roitburd" выдает на первых трех страницах результаты только на русскоязычных и украиноязычных сайтах с единственным упоминанием его как бывшего директора Галереи Гельмана. 


 

Факт №4. Ройтбурд и его политическая репутация

Начиная с весны 2014 года Александр Ройтбурд в своих публичных заявлениях резко осуждал российскую агрессию и считал, что события 2 мая 2014 года в Одессе - это "день победы" Украины над попыткой устроить в нашем городе так называемую "Одесскую народную республику". Также он возложил ответственность за гибель людей в доме профсоюзов на тех, кто завел их в здание и забаррикадировался там, отрицая утверждения, что гибель людей была спланированной и целенаправленной. Естественно, это не понравилось наиболее оголтелым представителям "русского мира", так как не укладывалось в их идеологические штампы.

В то же время с момента назначения Ройтбурда в директора музея его сторонники и фанаты считали и продолжают считать художника единственно возможным кандидатом на данную должность, а всех, кто имеет иное мнение - в соцсетях и даже на страницах СМИ записывают в ретрограды, "совки" или даже считают сепаратистами. С другой стороны, те, кому не симпатичен Ройтбурд, или же сторонники "русского мира", а также ряд представителей "Оппоблока" считают художника "порнографом" и добавляют к этому немало других весьма нелестных эпитетов. Таким образом, действия как сторонников, так и противников Ройтбурда отличаются друг от друга по форме и нарративам, но тождественны по сути.

Совершенно однозначно, что, занимая столь ответственную, публичную и общественно важную должность как директор музея, Ройтбурд должен был понимать, что его высказывания политического характера могут как добавить ему друзей, так и расширить круг врагов, и что ему придется в той или иной мере столкнуться с последствиями. Ряд депутатов областного совета не скрывают того, что принятое ими решение имеет как раз политическую подоплеку - так как они считают неприемлемым для себя лично нахождение на посту директора художественного музея человека, который говорил об оправданности человеческих жертв 2 мая 2014 года с точки зрения сохранения Одессы как украинского города в составе Украины. 

В любом случае глупо оценивать администратора исходя из того, какие он пишет картины и смешивать в одну кучу личные качества, художественный вкус и менеджерские способности.

Однако, фракционный состав голосовавших за увольнение Ройтбурда депутатов гораздо шире, чем представители бывшей "Партии регионов" в виде "Оппоблока". И тут надо как выделить как тех депутатов, кто, как уже говорилось выше, принимал решение, исходя из нарушений процедуры назначения, так и констатировать фактический развал фракции "БПП". 


 

Несмотря на свою непопулярность, решение облсовета с формальной точки зрения имеет под собой законодательные основания. Исходя из этого, организаторы публичных акций, направленных на отмену данного решения, призывают не соблюдать закон и еще раз "нагнуть" местную власть по принципу "если нельзя, но очень хочется, то можно".

comments powered by HyperComments