В Одессе швондеры уничтожили уличное искусство
Тема уничтожения муралов и другого уличного современного искусства вандалами дотянулась в Одессу из Харькова. Там уже больше двух недель идет "война правок" на "стене срача". После того, как некто закрасил белой краской картину Гамлета Зиньковского, в ответ на чисто белой стене появились совершенно иные надписи - как печатного, так и совершенно непечатного содержания. Их регулярно закрашивают - и с завидной регулярностью появляются новые надписи.
Точно так же сегодня, 17 сентября, в Одессе уничтожили творение того же Гамлета Зиньковского в начале улицы Успенской. Картину с названием "Эта стена - мой дом" закрасили однотонной краской цвета говна. Кто же это мог сделать? В мэрии уже отрицают причастность коммунальщиков и прочих служивых людей к уничтожению стрит-арта. Мало того, Гамлета Зиньковского будут приглашать творить в Одессе еще. "К закрашиванию мэрия отношения не имеет. Это уже давно часть городского пространства. Более того, родилась идея пригласить его в Одессу и сделать еще серию рисунков" - говорит заместитель директора департамента информации горсовета Наталья Мальцева.
Муралы как формат уличного искусства (стрит-арта) - это очень широко распространенная практика по всему цивилизованному миру. Огромные картины самой разной тематики и художественного уровня появляются на глухих стенах и заборах, "оживляя" их.
Тема муралов дошла до Одессы, так сказать, массово лишь в прошлом году. Проект "Odessarium" собрал в одном месте многих известных мастеров стрит-арта из Европы и Америки. И в ответ на слова многих о том, что для муралов в Одессе нужны одесские художники - я и соглашусь, и нет. Безусловно, местные художники могут и должны иметь место для реализации своих идей. Но и мировой опыт стрит-арта, принесенный в наш город, позволит, как говорится, быть в тренде.
Где в Одессе рисуют муралы? Да везде, где есть достаточно места для огромной уличной картины. И в огромном числе случаев современное искусство появляется там, где был унылый торец дома, выкрашенный какой-то краской, испещренный тегами, граффити и рекламой наркотиков. И это гораздо лучше, чем ничего не делать и оставлять все как есть.
Как и любая другая картина, хороший мурал вызывает эмоции, вызывает споры. И это хорошо - потому что такой мурал заставляет людей обращать на него внимание, заставляет думать и говорить. Плохой мурал никто не заметит и никто о нем не скажет ни слова. Даже хуже - на плохом мурале быстро появятся теги уличных хулиганов или реклама наркотиков. А хороший мурал никто не тронет - как, например, "чисто одесскую" зарисовку на улице Канатной.
Однако, как и относительно любой хорошей идеи, муралы в Одессе нравятся далеко не всем. И речь идет не о том, что люди критикуют тот или иной творческий замысел или результат работы художника. Речь о том, что муралу с его эмоциями и впечатлениями такие люди, унаследовавшие в себе все "достоинства" Швондера и Аракчеева, предпочитают однотонную краску на стене или заборе. Им так больше нравится, потому что однотонный забор (желательно - еще и с ромбиками) не выглядит "местечково", а создает иллюзию порядка. Такого порядка, когда все вокруг огорожено аккуратно окрашенным забором, по углам стоят полосатые будки с охраной. а поверх забора еще можно добавить колючей проволоки и вышку с пулеметчиком.
Такие "швондеры" уже почти два года активно пропагандируют идею того, что муралы в Одессе не нужны - якобы, городская общественность к современному стрит-арту еще не созрела. И поэтому вместо любых муралов, говорят "швондеры", гораздо лучше иметь аккуратно окрашенные в одинаковый цвет стены и заборы. И можно предположить, что именно под влиянием таких идей и уничтожили творчество Зиньковского. Может быть, даже сами пропагандисты идеи "одинаковых однотонных стен и заборов" и уничтожают стрит-арт в Одессе.
Если же применить к нашим одесским реалиям теорию разбитых окон, то любая окрашенная в один цвет стена, любой забор становится приглашением для райтеров и драгдилеров. Сначала на такой стене появится, в лучшем случае, метка "FAT315" или слово из трех букв. А в худшем "фен", "бошки" или "соли" с номером телефона или адресом канала в Telegram. А если это еще и ограждающий какое-то пустое место забор - то около него еще и появится свалка. Кстати, именно так выглядит дворовая стена, расположенная под углом в 90 градусов к уничтоженному муралу.
Другие муралы, в том числе и полюбившийся одесситам самый новый "мур-мурал" с котом на улице Бунина "швондеры" пока уничтожить не в состоянии. Или потому, что они не имеют материальной возможности воспользоваться услугами автовышки или промышленных альпинистов, или же, потому что за уничтожение такого большого и известного мурала можно и получить сдачи.
Разумеется, сторонники всеобщего ранжира и аккуратности немедленно начнут возмущаться бардаком и требовать навести порядок. Желательно так, чтобы застроить помойный пустырь какой-нибудь 100500-й номерной стеклянной высоткой.
Хотя, рискну предположить, что таким "поборникам порядка" не нужно, чтобы люди получали впечатления и думали. Им нужно, чтобы люди ходили по линейке в строго отведенном для этого месте и покупали очередные квадратные метры в строящихся одна за другой современных хрущевках из стекла и бетона.
Поэтому одесситы будут смотреть на искусство, обсуждать, спорить, фотографироваться, фотографировать и показывать свое человеческое отношение. А "швондеры" будут в это время уничтожать сначала стрит-арт, потом они доберутся до памятников архитектуры, а затем и до одесситов.