Почему Bellingcat пошёл не той дорогой или про распутье Христо Грозева
В последнее время расследовательская группа Bellingcat, мягко говоря, диссонирует своими крайне неоднозначными расследованиями. В частности, я имею ввиду их прошлогоднее расследование относительно отравления Алексея Навального в котором журналисты-детективы обвинили ФСБ.
А буквально намедни один из руководителей расследовательской группы Bellingcat Христо Грозев рассказал в эфире радиостанции “Эхо Москвы” что отравители Алексея Навального из ФСБ могут быть причастны к еще нескольким убийствам и двум покушениям. Подробности по этим “инцидентам” будут обнародованы в ближайшие 2 недели.
Откровенно говоря, происходящее меня ставит в тупик. Причём глухой и безвыходный и вот почему.
Bellingcat это группа журналистов-расследователей, которая с 2014 года внесла неоценимый вклад в расследование российского вторжения на Донбасс, а так же в дело об уничтожении российским ЗРК Бук пассажирского авиалайнера MH-17, что стало серьёзной подосновой для нынешнего судебного процесса в Гааге. Кроме того Bellingcat опубликовал огромное количество материалов посвящённых незаконной, шпионской и попросту преступной деятельности ГУ ГШ ВС РФ (ГРУ) в мире.
И вот, расследование касательно Алексея Навального с обвинением ФСБ... Это крайне неожиданно, ведь есть целый комплекс фактов, которые Bellingcat просто не могли быть не известными.
Например, тот факт, что Алексей Навальный с середины 2000-х является подшефным ФСБ проектом, предназначенным для контроля за протестными движениями в России. В задачи Навального входило быть формальным лидером оппозиции, но любой протест, который мог в итоге вылиться в бунт с серьёзными последствиями для действующей власти, он попросту “сливал”. Пролистайте историю протестной деятельности Навального и обратите внимание на то, что он всегда был не запалом, а огнетушителем.
Так же, интересен тот факт, что Алексей Навальный был отравлен именно тогда, когда он пытался влиться в протест в Хабаровском крае. В свою очередь, протест в Хабаровском крае является курируемым ГУ ГШ ВС РФ проектом и в планы Гризодубовой слив их детища, сценарий которого они успешно реализовали в Беларуси, не входил. А потому, интеграция Навального в Хабаровский протест была пресечена.
И как можно было упустить из виду тот факт, что Навального отравили одной из разновидностей яда “Новичок” на применение которого имеет право только ГУ ГШ ВС РФ, а никакое не ФСБ.
То есть, фактически, российское ГРУ предотвратило слив Хабаровского протеста ФСБ, путём интеграции своего агента влияния, крайне радикальным методом. Но выживаемость агента влияния была обеспечена тем, что при госпитализации ему своевременно ввели противоядие, замедляющее действие “Новичка”. Иными словами, в каждой российской больнице, каждый врач знает, как действовать и, что вводить пациенту с признаками отравления, не то от просроченных шпрот, не то от самого опасного яда в мире? Ответ на этот вопрос ставит очень жирную точку над “i”. Но, продолжим…
И вот, при наличие всех этих фактов, Bellingcat, съевшие собаку на разработках ГУ ГШ ВС РФ и имея отличную возможность нанести очередной сокрушительный удар по Гризодубовой, резко поворачиваются на 180 ° и проводят информационный артобстрел позиций ФСБ.
В воздухе начинает витать вопрос… что это было?
Наступает 2021 год и Христо Грозев начинает его с интервью на “Эхо Москвы”, ресурсе, который только наивные воспринимают как независимый и либеральный, а на самом деле, глубоко ангажированном российской властью. И кому-кому, а Христо Грозеву, который не один год прожил в России и руководил/владел медиа-бизнесом (радиостанции), должно быть прекрасно известно, что это площадка находится под прямым присмотром российских силовых структур, а её бессменный руководитель, Алексей Венедиктов завис в прямой “дружеской” аффилиации.
Кстати, об этой прямой “дружеской” аффилиации Венедиктова, в лице Дмитрия Пескова, в 1983 году окончившего московскую спецшколу № 1243 с углублённым изучением английского, а позже поступившего в Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ.
А ведь из Института Африки и Азии очень часто записывали в легенду-биографию ПГУ (разведки) КГБ, чем закрывали годы учёбы в институте Андропова, а сейчас Ордена Жукова Краснознамённая Академия внешней разведки имени Ю. В. Андропова (АВР) — военное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадрового офицерского оперативного состава Службы внешней разведки Российской Федерации и других российских спецслужб.
Вот и возникает один за другим вопросы к Христо Грозеву, на фоне того, как в очевидных вещах, поведение его демонстрирует некую неадекватность. Хотя…
Хотя, я давно обращал внимание на то, что неотъемлемым помощником в расследованиях Bellingcat всегда была группа The Insider, неоспоримо имеющая покровительство ФСБ, как минимум с 2014 года, когда приняла активное участие в распространении материалов с взломанной почты Владислава Суркова.
Именно в 2014 году, в самый разгар боевых действий на Донбассе, некая хакерская группа “Анонимный интернационал” или как её ещё именовали “Шалтай-Болтай” осуществляет взлом почты серого кардинала непризнанных республик – Владислава Суркова. При этом в открытые источники попадают не только его письма, но со всем пакетом этих данных ещё и списки агентов ГРУ работающих за границей под прикрытием.
Самое интересное то, что курировал группой “Анонимный интернационал” один из руководителей Центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов, его заместитель Дмитрий Докучаев, а также бывший глава отдела расследований компьютерных инцидентов “Лаборатории Касперского (“ЛабКас” так же находится под покровительством ФСБ) Руслан Стоянов. Но куда интереснее то, что распространение добытой информации осуществлялось так же через площадку Романа Доброхотова – “The Insider”.
Этот удар был настолько болезненно воспринят в МО РФ, что Министр обороны Сергей Шойгу лично распорядился достать группу “Шалтай-болтай” хоть из-под земли.
В свою очередь, с тех пор, практически во всех расследованиях Bellingcat против ГУ ГШ ВС РФ, The Insider играет важную роль. Роль поставщика информации от конкурирующей структуры, для которой очень важно было, в битве за влияние и финансовые потоки, дискредитировать своего ведомственного соперника.
Но сейчас, в эпоху транзита и обострения внутриведомственного противостояния, игра начинается и против тех, кто ещё вчера был “своим”. И, похоже, неосознанно или осознанно, но Bellingcat, так сроднившейся с The Insider, попадает в струю этого противостояния и начинает делать крайне неоднозначные, ситуативные выводы, доверие к которым ставится под вопрос.