Прогулка по чреву Одессы: руины завода Краян (ФОТО)

Южный Курьер продолжает цикл увлекательных фотопрогулок по самым колоритным, и при этом неприглядным местам Одессы - самому настоящему ее чреву. На этот раз наш фотокорреспондент исследовал руины завода Краян, на котором когда-то строили паровозы, бронепоезда, танки "НИ" и мощнейшие краны.


Нынешний завод "Краян" - это бывшие паровозоремонтные мастерские. Основатель мастерских - барон Карл Карлович Унгерн-Штернберг. История завода началась в 1863 году, когда неподалеку от первого в Одессе паровозного депо поднялось здание железнодорожных мастерских, на базе которых впоследствии был образован завод тяжелого краностроения имени Январского восстания.

В 1930 году мастерские были преобразованы в краностроительный завод. Через два года, в 1932 году, сконструирован и изготовлен паровой 6-тонный кран на железнодорожном ходу "Январец-1", который стал первенцем советского краностроения. А в 1941 году на заводе строили бронепоезда и знаменитые танки "НИ" - "На Испуг".

После распада СССР, завод был приватизирован и переименован в компанию "Краян".

В 1993-1994 гг., когда предприятие еще процветало, вместе с вспомогательным комплексом, в который входили детские сады, лодочная станция, спортивный комплекс, пионерский лагерь, дом культуры, подсобное хозяйство и испытательный полигон, оно насчитывало до 5 тысяч сотрудников. Потом началось резкое сокращение числа работающих. В настоящее время не осуществляется никакого производства.

Одесский завод "Краян" превращается в сплошную руину.  Все помещения находятся в аварийном состоянии. В настоящее время завод находится в состоянии банкротства и фактически не функционирует. 

Процесс разрушения заводских цехов дошел до такой степени, что прошлой весной часть из них обвалилась прямо на железнодорожные пути. После этого пришлось в целях безопасности снести еще несколько цехов

Вместе с тем, определенные перспективы у заводской территории есть. Та ее часть, которая прилегает к Ближним Мельницам вдоль улицы Шота Руставели - преобразована в складские комплексы. Здесь были самые новые цехи, и их удалось легко перепрофилировать. А самый впечатляющий памятник архитектуры - собственно, здание бывших паровозоремонтных мастерских, перестраивается выкупившим его инвестором в бизнес-центр в стиле лофт. В целом же, это место, зажатое между железнодорожными путями, не годится под жилую застройку - так как территорию надо в буквальном смысле зачищать от развалин и подводить к ней транспортную развязку. А строительные компании не могут себе такого позволить - ведь гораздо выгоднее застраивать высотками центр города и побережье. А вот устройство на месте цехов "Краяна" технопарка и бизнес-инкубатора с максимальным  использованием старых цехов как памятников промышленной архитектуры вполне возможно.

Материалы по теме

В Одессе продолжается ремонт Тираспольской площади. Сделаны земляные работы, построили большую часть новых трамвайных путей и уложили часть гранитной мостовой и даже тротуара. Работы продолжаются.