В Одесской области прошел уникальный языческий обряд (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Вторник, 26 декабря 2017, 13:30
Нетрадиционное празднование Рождества Христова по григорианскому календарю прошло в Ренийском районе, селе Орловка, где наиболее верующие жители вышли на улицы для совершения языческого обряда Мошул. Сами орловцы уверены, что данный обряд является уникальным явлением для всей Украины, а также в граничащей с ними Молдове.
В Одесской области прошел уникальный языческий обряд (ФОТО, ВИДЕО)

Стоит отметить, что в плане традиций в селе намешан целый "винегрет": селяне называют родное село православным, Рождество не первый год отмечают в один день с католиками, а само празднование смутно напоминает библейские эпизоды и перекликается с языческими верованиями. Как это было, например, в прошлом году, смотрите по ссылке.

Слово "Мошул" означает "Дед". Суть обряда такова. Молодые люди разделяются на две команды - как правило, из двух половин села, "лесной" и "каменной". И всю ночь перед Рождеством колядуют - так, чтобы успеть зайти в каждый дом.

Если не успеют зайти - то в этом доме весь год не будет удачи. А утром они еще и успевают взимать "дань" на дороге - колядуя у водителей и пассажиров машин. 

Самый авторитетный парень в каждой команде получает почетное право и почетную обязанность быть "Мошулом". Он надевает огромную и тяжелую маску, отдаленно напоминающую маски шаманов или болгарских народных "чудовищ" Сурвакари. Маска сделана из шкур животных, красочно отделана разноцветными лентами. Также у "Мошула" на поясе крепится несколько колокольчиков и бубенчиков. В сумме все его облачение весит 6-7 килограммов.

Утром в день Рождества обе команды встречаются на центральной площади Орловки. Движение слышно издалека не только по шуму от "Мошула", пению и крикам, но и по глухим ударам огромных полутораметровых дубин из тростника по дороге. Такие дубины называют "мачуками".

На площади обе команды сходятся в ритуальном танце-хороводе.

Затем "Мошулов" поднимают на плечи своей команды, и танец продолжается. "Мошулы", танцуя, обмениваются подарками. 

Всех вокруг одаривают кусками каравая или даже целыми караваями - "Мошулы" щедро разбрасывают угощение в толпу зрителей. 

В один миг танец прекращается. Стоящие на руках товарищей "Мошулы" начинают борьбу между собой, соревнуясь - кто кого раньше повалит. В этот раз борьба была упорной и достаточно долгой, и завершилась боевой "ничьей". В последующим за борьбой примирении - вся суть праздника.

И немало этому способствует военная, "дембельская" форма участников. Одна команда одета в форму пехоты, спецназа или десантников. А вторая - в матросской форме, тельняшках или камуфляже морской пехоты. Раньше все были в национальной одежде. Но примерно в 1960-70-е годы национальные костюмы постепенно заменили на военную форму армии и флота. Это, с одной стороны, отражало некоторую вражду между "флотскими" и "сухопутными" в вооруженных силах СССР, а с другой - позволяло избежать обвинений в "национализме".

Языческая суть обряда - не только в старинных масках. Это и ритуальный хоровод, символизирующий зимний "солнцеворот" - так как языческий Новый год в этих краях отмечался в день зимнего солнцестояния. Это и молдавское наименование Рождества - "Крэчун", сходное с именем древнеславянского божества зимы Карачуна. И борьба "Мошулов" отчасти перекликается с мотивом борьбы дня и ночи.

comments powered by HyperComments