2 мая, Одесская трагедия: уроки и выводы

Среда, 6 мая 2015, 21:05
Произошедшая год назад одесская трагедия - серия массовых столкновений в центре города на Греческой улице, затем переместившихся на Куликово поле, в результате которой погибло 48 человек, разобщила город и остается кровоточащей раной.
2 мая, Одесская трагедия: уроки и выводы

События 2 мая прошлого года не могли быть случайностью во всем. О том, что массовые столкновения были изначально спланированы, говорят и сами участники, и власть имущие, и занимавшиеся расследованием члены парламентской комиссии, и медиа-экспертная "Группа 2 мая".

До

В любом случае, нападение вооруженных активистов антимайдана с Куликового поля на футбольных болельщиков стало результатом полной неспособности властей в лице губернатора Владимира Немировского и правоохранительных органов контролировать ситуацию и жестко реагировать на любые провокации.

Сам экс-губернатор Владимир Немировский сейчас сваливает всю ответственность за происходившее на некомпетентных, по его мнению, и зависимых от своего "патрона" Александра Дубового руководителей силовых ведомств региона - тогдашнего начальника областной милиции Петра Луцюка, начальника облуправления СБУ Сергея Куроша и областного прокурора Игоря Боршуляка. Один из руководителей организации "РГБ", сейчас занимающийся вопросами безопасности в интересах городского головы Геннадия Труханова, Руслан Форостяк идет дальше, и с позиции опытного силовика, обвиняет в бездеятельности не только правоохранителей, но и самого Немировского.

Бардак в системе местной власти и в руководстве правоохранительных органов сделал возможным избиение титушками евромайдановцев 19 февраля, попытку штурма областного совета и провозглашения "народной республики" с подъемом российского флага 3 марта, столкновение евромайдана и антимайдана у памятника Дюку 10 апреля, многочисленные марши вооруженных антимайдановцев по центру Одессы.

Интересно, что российские общественники, не только не симпатизирующие Украине, но открыто поддерживающие боевиков Донбасса, утверждают: финансирование антимайдана шло с четырех сторон - от Олега Маркова, брата известного своим сепаратизмом бывшего нардепа Игоря Маркова,, от Геннадия Труханова, от Сергея Кивалова, а также из России.

Так что начало событий 2 мая было закономерным результатом более ранних событий. Это могло быть продолжением эскалации со стороны антимайдана, это могло быть, как утверждают некоторые участники "Группы 2 мая", акт отчаяния клонившегося к закату антимайдановского движения, это могла быть и срежиссированная "старшим братом" "картинка" для российского телевидения.

Во время

Непосредственно 2 мая и одесская милиция, и спасатели показали пример того, как не надо работать во время массовых беспорядков. Милиция не смогла сначала предотвратить, а затем пресечь столкновения, оставаясь на положении наблюдателей. А спасатели более 40 минут не реагировали на вызовы и не ехали тушить горящий Дом профсоюзов. Сработай, что одни, что другие, в соответствии со своими должностными инструкциями и законодательством - и столкновений могло бы не быть, и масштабы жертв были бы намного меньше. На фоне потрясающей некомпетентности и бездеятельности власти, силовиков и спасателей, на удивление четко и качественно отработали медики - скорая помощь буквально на пределе возможностей оказывала первую помощь в гуще событий и вывозила раненых в больницы. А уже в больницах врачи оперативно поставили на ноги несколько сотен раненых. Здесь, правда, стоит отметить, что после взрыва гранаты на блокпосту 25 апреля одесские больницы начали работать в режиме постоянной готовности к терактам, столкновениям и смогли обеспечить помощь для большого потока раненых.

В первые несколько дней после 2 мая Одесса была неуправляема. Город не имел легитимного мэра, губернатор Немировский и все руководство местной милиции уже 5-6 мая были уволены. 4 мая сторонники антимайдана попытались штурмовать городское управление милиции, добились освобождения более чем шести десятков задержанных 2 мая своих "соратников" и чуть не овладели оружейной комнатой. Сотрудники милиции не просто не препятствовали этому, они еще и побросали свои щиты и отступили. Выдвигаются различные версии происходившего в тот день - от героической обороны ГорУВД теми самыми побросавшими щиты милиционерами, не давшими провозгласить "ОНР", до позорной капитуляции деморализованных правоохранителей.

После

На удивление спокойно прошло празднование 9 мая. Одесса в первые дни после страшной трагедии на Греческой улице и на Куликовом поле на несколько дней замерла - в буквальном смысле. Затем город ожил. Но память погибших 2 мая не стала объединяющим фактором, как память 119 человек, погибших в ходе трехдневных боев Гражданской войны в январе 1918 года - похороненных в одной братской могиле на Куликовом поле. В отличие от января 1918 года, после мая 2014-го в Одессе стали собираться два лагеря, враждебные друг другу.

На Куликовом поле продолжили собираться, многочисленные и не очень, активисты пророссийской направленности, родственники и друзья погибших в Доме профсоюзов. Они устроили импровизированный траурный мемориал прямо на деревьях и у ограждающего вход в Дом профсоюзов забора, а на регулярных митингах ожидают удобного момента для мести и выражают солидарность с контролирующими часть Донбасса террористами.

Проукраинские активисты собираются в других местах Одессы - на Соборной площади или у памятника Дюку на Приморском бульваре и отстаивают идеи единой Украины, отражения российской и террористической агрессии на востоке страны, национального примирения.

За год ситуация не изменилась. Те же два противостоящих друг другу лагеря остались. В активной политической жизни на массовых акциях одновременно, как показало 2 мая 2015 года, участвует не более двух-трех тысяч человек. Остальные либо ушли воевать за ту или другую сторону, либо заняты волонтерской работой, либо решают свои экономические проблемы. Выросший в три раза за год курс доллара, рост тарифов и цен при неизменном доходе в гривнах заставили очень многих активистов "отойти от дел" и заниматься своими делами.

Так или иначе, но взаимная ненависть за 2 мая, если ее не подпитывать снаружи различной пропагандой, и не разделять искусственно лагеря, рано или поздно уйдет в прошлое. А одесситы займутся не противостоянием на почве политики, а начнут решать огромный ворох накопившихся городских проблем.

Постскриптум: что 2 мая означает для Украины

В оценке событий 2 мая нужно разделять их значение непосредственно для Одессы и для всей Украины.

В чисто одесском контексте можно согласиться с версией о том, что 2 мая было остановлено превращение Одессы и всего юга Украины в очередную "народную" "республику" со всеми вытекающими последствиями в виде военных действий, разрушений, смертей, экономической блокады и глубочайшего кризиса. Можно согласиться и с версией о том, что 2 мая лишь обострило уже охладевающий огонь пророссийских настроений и сохранило обстановку в Одессе взрывоопасной в течение целого года - к пользе тех, кому выгоден военный конфликт в Украине.

Во всеукраинском контексте можно и нужно соглашаться с версией о том, что сохранение Одессы как украинского города спасло страну от полного развала. Не секрет, что, в случае провозглашения здесь террористической "республики", Украина, лишенная на тот момент четко функционирующей вертикали власти, оказалась бы полностью отрезанной от моря, лишилась бы военного флота, основные пути внешней торговли (порты) были бы перекрыты. Полный экономический коллапс и прекращение существования государства Украина в таких условиях было бы вопросом времени - от нескольких недель до нескольких месяцев.

Также нельзя не согласиться и с тем, что именно 2 мая стало катализатором для войны на Донбассе. Именно умело использованная российской пропагандой гибель людей в Доме профсоюзов сделала возможными несколько процессов: проведения референдумов в Донецке и Луганске 11 мая, массовый приток местных жителей и "добровольцев" из России в террористические бандформирования, создание идеологического клише для оправдания любых антиукраинских взглядов и действий.

* * *

Сейчас, год спустя, что-то изменять уже поздно. Остается надеяться на две вещи: время, позволяющее затянуть раны, и честное расследование - по результатам которого организаторы, хотя бы на местном уровне, получат заслуженные тюремные сроки. К сожалению, следствие ведется настолько некачественно, что ряд фигурантов либо сразу успели покинуть Украину, либо были освобождены из камер, а на скамье подсудимых осталось лишь 11 человек. А суды всячески затягивают рассмотрение дел, боясь, очевидно, взять на себя ответственность. В то же время сравнительно объективные выводы медиа-экспертной "Группы 2 мая" ведущей независимое, как они утверждают, расследование - тонут в потоках пропаганды, преимущественно российской.

В таких условиях надеяться на вышеобозначенные факторы времени и наказания виновных, можно констатировать - рана, нанесенная Одессе и всей Украине 2 мая 2014 года будет еще долго оставаться открытой.

Александр Вельможко

comments powered by HyperComments