Большие проблемы российского суперсамолёта

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Четверг, 20 июля 2017, 10:26
Российский истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50 теряет единственный перспективный рынок для экспорта – Индию.
Большие проблемы российского суперсамолёта

Во вторник, в подмосковном Жуковском прошло открытие Международного авиационно-космического салона (МАКС) гвоздём которого стал воздушный бой двух многофункциональных истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50. Зрители восторженно аплодировали не имеющим аналогов в мире истребителям, свято веря в их уникальность и непобедимость, в то время как в мире пятым поколением уже давно никого не удивишь, а когда теряется уникальность, теряется и монополия.

Любая продукция, в том числе, а может и в особенности, военного назначения, должна рассчитывать не только на внутренний, но и внешний рынок. И вот тут у российского суперсамолёта, помимо технических, возникают и проблемы сбыта. Дело в том, что единственный покупатель на ПАК ФА Т-50 который занял скромную очередь, Индия, крайне недоволен сотрудничеством по данному проекту.

Совместный проект истребителя пятого поколения для Индии FGFA, который, по сути, должен был бы быть копией ПАК ФА Т-50, никоим образом не продвигается уже второй год, а Дели постоянно уменьшает число машин предполагаемого заказа, изначально с восторгающих 214 истребителей, до 60 согласно последней информации. 

Более того, Индия выставила целый ряд условий, лишь с выполнением которых возможно приобретение российского суперсамолёта. К этим требованиям относятся: наличие современного двигателя, соответствующего требованиям пятого поколения; приемлемый для самолёта-невидимки уровень ЭПР; современная РЛС с АФАР, опять же, соответствующая требованиям самолёта пятого поколения.

Что тут ещё можно сказать? Индусы ударили по больному, ведь именно эти места у ПАК ФА Т-50 до сих пор недоработаны и залатаны агрегатами семейства «Сухих» поколения 4 и 4++. А ждать совершенно новый самолёт, соответствующий всем пожеланиям Индии придётся до 2023 года и это как минимум!

А между тем, небо уже давно покорили F-22 и F-35, которые очень хорошо идут на экспорт. В борьбу за рынок вступил китайский J-20 и на подходе FC-31. Японцы шлифуют свой Mitsubishi X-2 Shinshin. Южная Корея совместно с Индонезией готовится к 2020 году представить свой первый прототип пятого поколения  KAI KF-X. В Турции было объявлено о разработке TF-X… И вот возникает вопрос, а будет ли место ПАК ФА Т-50 на рынке, в то время как уже конкуренция ему не по плечу?

Ведь если Пакистан, например, начнёт закупать через год или два китайские J-20, то будет ли Индия и далее ждать того дня, когда российский суперсамолёт подлатает все свои дыры и предстанет во всей красе? Не думаю и более, уверен, единственный перспективный рынок для ПАК ФА Т-50 уже потерян.

Фото: Марина Лысцева

comments powered by HyperComments