Что не так с восстановлением дома Руссова

Вторник, 8 декабря 2020, 18:43
Несколько дней назад прокуратура Одесской области сообщила, что подрядчика, восстанавливавшего дом Руссова обвиняют в "уничтожении" значительной части памятника архитектуры в ходе незаконных работ. Уже ведется досудебное следствие, причем прокуратура настаивает на содержании виновных под стражей.
Что не так с восстановлением дома Руссова

Любой разговор о завершившемся в конце прошлого года восстановлении фасадной части дома Руссова следует начинать с констатации двух фактов. Первого - состояния дома перед началом восстановительных работ и второго - состояния и облика дома после восстановления.

После катастрофического пожара 28 октября 2009 года дом Руссова стал абсолютно непригодным для какого-либо использования. В нем полностью сгорела и обрушилась крыша, рухнула и была уничтожена огнем центральная башня, в правом крыле здания (если смотреть на фасад) - обвалились все перекрытия от первого этажа и до последнего. Была повреждена огнем и неумелыми действиями реставраторов в 2009-2010 гг. большая часть архитектурного декора. И, к тому же, еще с 1970-х гг. две половины здания "разъезжались" относительно друг друга - перекос был виден невооруженным взглядом.

В ходе восстановления подрядчику пришлось решить множество сложных инженерных задач, чтобы сохранить то, что осталось. А остались, по сути, только стены. Даже в уцелевшей части здания, в которой не рухнули перекрытия, потрясающая первоначальная отделка интерьеров была уничтожена десятилетиями советского "коммунального" быта, мародерами в годы забвения дома. По сути, в доме усилили фундамент, создали новые перекрытия - и, следовательно, новую планировку воссозданных заново внутренних помещений. Единственное напоминание о старой планировке - это центральная лестница. При этом, к сожалению, добавился мансардный этаж вместо чердака - с окнами в крыше, без изменения геометрических размеров и габаритов здания. 

Чтобы понять, как было, и как стало - имеет смысл посмотреть наш документальный фильм, в котором показана история злоключений дома Руссова от периода, когда он пустовал в забвении перед пожаром, до самого пожара и десятилетней чехарды событий, когда собственник большей части помещений кивал на мэрию, мэрия кивала на собственника - и ничего не делалось.

Восстановить дом получилось благодаря "схематозу". В 2016 году мэрия через решение исполкома смогла признать здание аварийным, после чего появилась юридическая возможность нанять подрядчика, согласовать проект и провести восстановительные работы, оформив их как ликвидацию аварийного состояния. В январе 2018 года мэрия объявила первый тендер на восстановление дома Руссова. Потом последовали еще несколько. Лишь в третьем тендере выиграла киевская компания "Укрспецпроект". Эта компания в июне 2018 года, наконец, приступила к реставрации за 108 миллионов и 7 тысяч гривен. Затем уже в конце ноября 2019 года стало известно, что восстановление подорожало еще на 41 миллион с лишним. А в 2020 году дом Руссова был целиком принят в коммунальную собственность, тем самым прежние частные владельцы внутренних помещений (собственники квартир) потеряли свои имущественные права.

В настоящее время прокуратура Одесской области заявляет, что один из собственников помещений в доме Руссова в период 2018-2019 гг. незаконно проводил строительно-реставрационные работы в здании, в результате которых было разрушено, повреждено или изменено около половины элементов памятника архитектуры – изменено около 50% площади здания, около 30% элементов фасада, в том числе старинные ограды балконов, лепной декор, декоративные скульптуры, колонны, пилястры, оконные рамы и т.д., около 10% конструкций купола здания. Уничтожены все аутентичные декоративные элементы внутренней отделки помещений – лепнина, мраморные ступени, металлическая ограда на лестнице. "Разрушено 100% композиции и аутентичных декоративных элементов внутреннего пространства помещений общего пользования жилой части здания, в частности лепной декор и резьба, а также входные помещения с декоративной отделкой стен, потолка, лепным декором, конструкцию и композицию парадной лестницы с мраморными ступеньками, лестничными площадками и металлическими коваными перильными ограждениями" - говорится в сообщении прокуратуры

В компании "Укрспецпроект", которая проводила реставрацию дома Руссова в указанное время утверждают, что никаких следственных действий в их отношении не проводилось. 

В то же время наши источники в прокуратуре замечают, что речь идет об одной из компаний, которая на момент начала реставрации владела более чем десятью квартирами в памятнике архитектуры. Это может быть, соответственно, либо компания "Реставратор-1946" (у нее было около 70% площади здания в виде прав собственности на квартиры) и компания "Петрекс-Плюс" (11%). Обе компании подконтрольны крупному строительному бизнесмену Руслану Тарпану.

Следствие в суде будет настаивать на содержании под стражей тех, кого подозревают в вышеупомянутом "разрушении" дома.

Ранее, в декабре 2019 г. по иску общественной организации "Зеленый лист" было получено определение Киевского районного суда Одессы о том, что мэрия в лице управления капитального строительства и подрядчик ООО "Укрспецпроект" внесли недостоверные сведения о стоимости и объемах работ. Речь идет, по сути, о том, что процесс реставрации уже во время работ подорожал, так как возникла необходимость дополнительных работ и материалов по укреплению конструкций аварийного здания. Первоначальная стоимость реставрации составляла 108 миллионов, но затем было заключено дополнительное соглашение, по которому цена уменьшилась до 95 миллионов, после чего - еще одно дополнительное соглашение по тем самым дополнительным работам с удорожанием еще на 41 миллион. Это довело итоговую стоимость реставрации до примерно 135 миллионов. Это судебное дело закончилось безрезультатно.

Уже в 2020 году от имени одной из компаний, подконтрольных Тарпану, были сделаны попытки сдать в аренду помещения в доме Руссова, которые затем в одесской мэрии назвали фейком.

Фактически, действия прокуратуры в том случае, если они применяются к реальному реставратору - компании "Укрспецпроект" как исполнителю и мэрии как заказчику, можно сформулировать как "кейс" наказания за успешную реставрацию практически полностью уничтоженного памятника архитектуры. Если же это касается одной из вышеупомянутых компаний, владевших ранее помещениями - то возникают вопросы - какие именно работы по заказу "Реставратора-1946" или "Петрекс-Плюс" привели к столь масштабному разрушению и утрате элементов памятника архитектуры.

comments powered by HyperComments