Столица бессарабских болгар: город Болград на юге Одесской области

Александр Вельможко  |  Пятница, 28 февраля 2020, 14:01
Город Болград в Одесской области - это не какой-то там захудалый райцентр. Этот город имеет неофициальный статус "столицы" не только бессарабских болгар, но и всей болгарской диаспоры в Украине. Мало того, это еще и единственный малый городок Одесской области, который оставляет впечатление именно города, а не просто большой деревни или ПГТ.
Столица бессарабских болгар: город Болград на юге Одесской области

В нашем видеоролике показываем Болград с высоты птичьего полета в тот момент, когда на центральной площади проходит один из главных болгарских народных праздников - «Трифон Зарезан». А фото города собраны самые разные за период 2012-2020 гг. 

Нынешний Болград оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны – это типичная деревня с одноэтажными крестьянскими домиками, среди которых множество чисnо болгарских построек XIX века.

С другой – провинциальный уездный городишко с некоторой претензией.

Тут есть двухэтажные кирпичные особняки XIX – начала ХХ века. 

Cреди старой архитектуры Болграда попадаются даже настоящий модерн и псевдорусский стиль.

С третьей – унылые 4-5-этажные ДОСы (дома офицерского состава), строившиеся для военнослужащих в советские времена и прочие советские жилые дома.

На нескольких моментах истории Болграда надо обязательно остановиться. Наследие Российской империи и СССР органично сочетается с современными украинскими реалиями.

Во-первых, Болград – это единственный город Бессарабии, созданный «с нуля» и застраивавшийся по генеральному плану, составленному генералом Иваном Никитичем Инзовым, по совместительству наместником Бессарабии и главой комитета по делам иностранных поселенцев на юге Российской империи. Его иногда даже называют внебрачным сыном самой Екатерины II. По его инициативе новый город с самого начала имел чёткую прямоугольную планировку, «нанизанную» на три площади и центральный проспект. Инженера Деволана и его творение на берегу Чёрного моря с Александровским проспектом, проходящим через Греческую, Старобазарную и Привозную площади, ничем не напоминает?

Памятник Инзову в Болграде

Во-вторых, с самого начала маленький заштатный городок имел возможность похвастаться огромным православным Преображенским собором, очень похожим на Исаакиевский собор в Петербурге Огюста Монферрана. Создал храм Авраам Мельников, ученик Монферрана и ректор императорской академии художество - отсюда и явно видимое внешнее сходство, и корни рассказов о том, что собор в Болграде – уменьшенная копия Исаакиевского собора.

Есть легенда и о том, что столь величественный храм должен был появиться совсем в другом городе – в Белгороде, что в России, но в официальных бумагах перепутали пару букв, и собор построили в Болграде. С другой стороны, постройка огромного собора на вновь приобретённых по итогам русско-турецкой войны 1806-1812 гг. землях, активно заселяемых православными болгарами, символизировала мощь Российской империи и её готовность активно содействовать единоверцам как внутри государства, так и за его пределами. Такая вот геополитическая закавыка.

Собор сгорел в 2012 году, но затем был полностью восстановлен. Сейчас мы можем любоваться его внутренним убранством и росписями - их в начале ХХ века создал художник Павел Пискарев, по эскизам своего учителя Васнецова.

В третьих, название города вовсе не является сокращением от «болгарский город», как кажется на первый взгляд. Дословный перевод «бол» и «град» с болгарского означает «город изобилия». Действительно, край тут весьма изобильный, где растёт практически всё, а озеро Ялпуг изобилует рыбой. К озеру выходит каждая из «поперечных» улиц города.

В четвертых, Болград, как и вся южная Бессарабия, успел неоднократно сменить государственную принадлежность. После Крымской войны город с 1856 по 1878 гг. принадлежал Молдавии, оказавшейся под протекторатом Османской империи. И те болгары-ополченцы, памятник которым торжественно открыли 20 октября, во время войны 1877-1878 гг. формально были турецкоподданными и их участие в боевых действий, также формально, являлось мятежом со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, победителей не судят, и турецкоподданость жителей Болграда не была добровольной, а стала результатом поражения России в предыдущей войне.

Памятник болгарским добровольцам, открытый в 2012 году.

С 1878 по 1918 гг. Болград снова российский, а затем – до 1940 г. город находился под властью Румынии. Затем период Советской власти, немецко-румынская оккупация в 1941-1944 гг., и снова СССР – вплоть до его финала в 1991 году.

В пятых, Болград - это многонациональный город. Несмотря на численное преобладание болгар, которых в городе живет почти половина, есть примерно по 15-16% гагаузов и украинцев, чуть меньше - русских и молдаван. О гагаузах стоит сказать отдельно - они переселялись сюда вместе с болгарами в начале XIX века и до самого начала ХХ века числились как болгарские поселенцы. Лишь затем они сами стали осознавать себя отдельным народом. Сейчас Болград, Болградский район и соседние регионы Молдовы - место компактного проживания гагаузского народа, соседствующего со всеми остальными народами многонациональной южной Бессарабии.

До прихода на бессарабские земли СССР, в Болграде работал пищекомбинат, механическая мастерская, маслобойка, кожевенный и известковый заводы. После войны к ним добавилась довольно значительная швейная фабрика – таким образом решался вопрос занятости жен военнослужащих. Для военных нужд построили авторемонтный завод. А агрокомплекс пополнился маслосырзаводом, винзаводом и заводом безалкогольных напитков. Но, по большому счету, Болград был военным «моногородом» - градообразующими предприятиями были многочисленные воинские части. А легкая промышленность и сфера услуг развивались как для обслуживания армии, так и для занятости прекрасной половины семей военных. 

В годы независимости существенно нарушилась транспортная логистика Болграда. Железнодорожная станция на линии от станции Бессарабская (Басарабяска) до Рени оказалась сначала в ведении железной дороги Молдовы. И хотя сейчас станция Болград принадлежит «Укрзализныце», но объем перевозок сократился почти до нуля - так как вся железная дорога до и после Болграда все равно молдавская, а транзит очень дорогой. С 2017 года здесь нет и пассажирских поездов - после отмены последнего молдавского пригородного поезда Басарабяска - Этулия, который когда-то ходил до Рени. А о пассажирских поездах от Рени до Одессы и до Кишинева, которые раньше останавливались в Болграде, можно на ближайшие десятилетия забыть. Сейчас все перевозки в Болграде осуществляются автотранспортом. Но даже автотрасса М15 «Одесса-Рени» в начале 2000-х изменила свой статус - ее перенаправили через Измаил, а изначальное направление пути на Рени через Болград захирело и сохранило значение сугубо как локальная дорога. 

Вместе с тем, Болград сейчас активно развивается как центр виноделия и туризма. В городе сейчас проводится четыре городских фестиваля с упором на местную кухню и национальные болгарские традиции. На них приезжают сотни туристов из Одессы и других городов Украины. В конце 90-х - начале 2000-х в Болградском районе высадили много новых виноградников. И сейчас винодельческая отрасль переживает период, одновременно, и роста, и поиска нового пути развития. Многие виноделы остались у разбитого корыта после того, как был потерян российский рынок виноматериалов. И сейчас и крупные агрофирмы, и мелкие фермеры оказались в ситуации, когда им надо завоевывать рынок Евросоюза и внутренний рынок Украины - в том числе за счет туризма. 

Хотя в Болграде созданы и другие новые предприятия. Тут работает крупная солнечная электростанция. Действует огромный комплекс свинофермы - но он создает массу экологических проблем для жителей города.

Сложности в Болграде с питьевой водой. Нынешний водозабор из озера Ялпуг, особенно в летний период, никуда не годится по качеству - в краны подается непригодная для питья вода. Проекты нового магистрального водопровода с подведением дунайской воды из Килии или артезианской воды из окрестностей Измаила пока не реализованы.

Так или иначе, но Болград - это город, в который, попав один раз, хочется вернуться еще.

Еще один знаковый храм Болграда - Свято-Николаевская церковь, построенная на рыночной площади в 1881 году в стиле развитого классицизма. 

Церковь является памятником архитектуры национального значения. Закладка церкви состоялась в 1871 году, строительство велось на средства прихожан и продолжалось до 1878 года. Служба в церкви началась после её освящения 24 мая 1881. Действовала до 1953 года, после чего была закрыта, а здание передано Горторгу под склад. Снова у православной церкви с начала 1990-х, постоянно ремонтируется, так как за десятилетия советской власти храм без ремонта и по причине нескольких землетрясений порядком обветшал.

Интерьеры Преображенского собора.

Здание гимназии имени Раковского, работающей с 1858 года.

Краеведческий музей и стоящие перед ним старинные пушки XVII века.

comments powered by HyperComments