В Одессе отмечают 111 лет с момента запуска трамвая (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Пятница, 24 сентября 2021, 21:04
24 сентября, в такой дождливый осенний день, мы поговорим о том, что трамвай в Одессе отмечает 111-летний юбилей с момента запуска.
В Одессе отмечают 111 лет с момента запуска трамвая (ВИДЕО)

24 сентября, но 1910 года в парке Шевченко, тогда еще Александровском парке, в Одессе начала действовать первая городская линия трамвая, так называемая "выставочная". Затем, буквально, за два-три года трамвайные линии окутали густой сетью практически всю тогдашнюю Одессу и даже вышли в пригороды - это линии в Люстдорф, на Большой Фонтан и к Хаджибейскому лиману, а также на Пересыпь и в Лузановку. Хотя не стоит и забывать о том, что с 1907 года действовала такая себе, "тестовая", линия трамвая в Люстдорфе.

С 1934-го и до начала 1970-х продолжался период перестройки трамвайной сети Одессы с узкой колеи на широкую. Ряд линий тогда были демонтированы, особенно в центре города. Но при этом были построены и новые линии, как, например, на поселок Котовского.


 

Сколько в Одессе трамваев и каких

Парк подвижного состава одесского трамвая насчитывает сейчас 202 пассажирских и 23 служебных вагона. Из пассажирских вагонов задействованы в перевозках, то есть, технически исправны, чуть более 150. 

Большинство из них, 111 - это модернизированные в период 2002-2012 гг. трамваи модели "Татра-Т3". На них в это время установили современную чешскую систему управления тяговыми электродвигателями "TV-Progress" и провели капитальный ремонт остальных узлов. По сути, старый корпус вагона "начинили" новой электроникой и сделали его энергоэффетивным.

Оставшиеся без модернизации трамваи "Татра-Т3" советских поставок в количестве 29 единиц почти не используются. В пассажирской эксплуатации осталось всего 4 таких вагона. Но, как минимум, один из них, в ранней модификации с двумя дверьми, должен будет вскоре занять свое место в музее в качестве экспоната.

Есть еще 10 трамваев "Татра-Т3А", закупленных в 2015 году в Риге подержанными. Они также прошли модернизацию еще в Латвии с установкой венгерской электронной системы управления тяговыми электродвигателями.

Также есть 12 вагонов "Татра-Т3", не проходивших подобной модернизации, которые закупили подержанными в 2011-2012 гг. в Чехии. 

Еще 28 вагонов в настоящее время, начиная с 2015-2016 гг., собраны непосредственно в Одессе в местных вагоноремонтных мастерских путем фиктивной модернизации - когда таким образом оформляется сборка нового трамвая.

Это 16 одиночных частично низкопольных вагонов "Каштан". Это типовой проект так называемой "бумажной" модернизации трамвая "Татра", когда от него остается только номер в документах, а все остальное изготавливается заново.

Это 8 вагонов "Одиссей". Они представляют из себя то же самое, что и "Каштан", но с измененным дизайном внешнего вида вагонов. 

Также имеется 3 вагона "Одиссей-Макс". Это трехсекционные трамваи на основе "Татры", в которые вставлена средняя навесная низкопольная секция. Еще один "Одиссей-Макс" сейчас собирают - он станет 29-м трамваем одесской сборки.

Представлена в Одессе и продукция завода "Татра-Юг" - всего 12 вагонов. Один - частично низкопольный одиночный модели К1М, 2015 года выпуска, закупленный также в 2015 году. 10 "обычных" вагонов "К1" выпуска 2006-2008 гг. и один "Татра-Юг-Т6В5" 1997 года выпуска.

Сохранились музейные ретро-трамваи - один переделанный в открытый прогулочный "МТВ-82", один переделанный в поливомоечный "МТВ-82", один "КТМ-1" 1949 г. выпуска, перестроенный в двухкабинный, рама вагона "Х" 1930-х гг. Также надо отметить два служебных трамвая - грузовых платформ, переделанных из вагонов "МТВ-82".


 

Сложный период в истории одесского трамвая

В последние годы одесский трамвай переживал достаточно сложный период. Так, с 1988 по 2015 гг. город получил всего 12 новых трамваев - за почти 30 лет. В период действия бесплатного проезда в 1994-1998 гг. из-за недостатка финансирования Одесса утратила около половины имевшегося в начале 90-х парка трамваев.

Кроме того, в 2005 и 2008 годах были уничтожены линии трамвая по улицам Успенской и Балковской.


 

Перспективы развития трамвая в Одессе

Какие перспективы стоят сейчас перед одесским трамваем? В первую очередь, это создание на базе существующих линий нового маршрута беспрерывного сообщения, он же скоростной маршрут "Север-Юг" с поселка Котовского на поселок Таирова через центр города и железнодорожный вокзал. 

В рамках подготовки к запуску этого маршрута были отремонтированы линии трамвая в центре Одессы по улице Преображенской, улице Софиевской, спуску Маринеско, сделана трамвайная развязка у Пересыпского моста. Завершен ремонт, но еще не запущена линия по Новощепному Ряду и сейчас вступает в завершающий этап укладки трамвайных путей ремонт линии трамвая на последнем квартале улицы Преображенской на углу с Новощепным Рядом. Все это делалось и делается за счет городского бюджета.

Обновление подвижного состава запланировано в виде закупки многосекционных низкопольных трамваев в количестве 12 штук за средства кредита Европейского инвестиционного банка в 20 миллионов евро, еще около 4 миллионов будет из муниципального бюджета. Эта закупка по международному тендеру идет уже сейчас, даже определились три потенциаьных поставщика. Это украинские заводы "Татра-Юг" и "Электрон", а также китайская компания "CRRC". Также за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития планируется закупка еще 21 односекционного вагона с полностью или частично низким уровнем пола. И это не считая продолжения сборки трамваев "Одиссей" и "Одиссей-Макс".

Еще одно важнейшее мероприятие. которое должно начаться уже в следующем году - это капитальный ремонт всей трамвайной линии от Пересыпского моста на поселок Котовского за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития в 20 миллионов евро.


 

В общем, можно сказать, что в 111-ю годовщину своего развития одесский трамвай имеет перспективы. Но при этом его положение остается не самым блестящим - так как даже полная реализация всех планов реконструкций и закупок новых вагонов лишь частично решит имеющиеся проблемы в виде устарелости и изношенности большей части подвижного состава и линий.   

 

 

 

comments powered by HyperComments