В одесских трамваях уже работает безналичная система оплаты проезда: как это работает (ФОТО, ВИДЕО)

Воскресенье, 28 февраля 2021, 16:30
Уже достаточно давно в некоторых трамваях в Одессе можно было оплатить проезд безналичным способом - банковской картой, смартфоном через NFC или через приложение Транспод. Сейчас функция оплаты через это приложение уже доступна на почти всех трамваях в городе, на очереди - троллейбусы.
В одесских трамваях уже работает безналичная система оплаты проезда: как это работает (ФОТО, ВИДЕО)

Первый вариант безналичной оплаты проезда запустили еще в феврале 2020 года на трех трамвайных вагонах, обслуживающих маршрут №21. Там установили терминалы-валидаторы, которые принимают банковские карточки с бесконтактной оплатой или смартфоном через NFC. На данный момент эти терминалы работают в двух вагонах с бортовыми номерами 4049 и 3285, еще в одном вагоне терминал неисправен.

В октябре 2020 года была презентована еще одна форма безналичной оплаты проезда - через мобильное приложение Транспод, которое уже достаточно давно известно одесситам и позволяет отслеживать через GPS-навигацию движение трамваев и троллейбусов по маршрутам. Функция оплаты проезда в нем реализована через технологию защищенного bluetooth малой мощности. Таким образом, для оплаты годится любой смартфон - так как 99,9% смартфонов имеют функцию bluetooth. В нашем видеосюжете - демонстрация возможностей данного приложения во время презентации. Сейчас мы можем сравнить ожидание и реальность.

Запустить эту систему в городском электротранспорте тогда обещали в течении нескольких недель. На самом деле получилось немного дольше из-за некоторых технических сложностей. Помимо доступности для пользователей (так как не все имеют "бесконтактные" банковские карты или смартфоны с NFC), в качестве достоинств называлась и дешевизна устанавливаемых в транспорте датчиков-валидаторов. Если один "традиционный" валидатор для карточек или смартфонов стоит более 1000 долларов (а на трамвай или троллейбус их нужно, в идеале, не менее трех), то оборудование ими всего подвижного состава электротранспорта обошлось бы примерно в 750 тысяч - миллион долларов (речь идет о примерно 150 трамваях и 100 троллейбусах - по три валидатора в каждом). Технология же разработчиков Транспод через bluetooth позволяет установить три датчика-валидатора менее чем за 100 долларов. 

Так или иначе, но с января 2021 года такие датчики стали появляться во все большем количестве трамваев - пока по одному экземпляру в кабине водителя. На сегодня ими оборудовано уже больше сотни вагонов, а в КП "Одесгорэлектроранс" уже отметили даже список маршрутов, на которых можно расплатиться через приложение - это  №1, №7, №5, №12, №15, №17, №21 и №28. Также эти датчики уже есть в вагонах 12-го и даже 20-го маршрутов. 

Как это работает? Пошаговая инструкция.

1. Для начала необходимо найти в Play Market или AppStore мобильное приложение Транспод - и установить его. Это бесплатно. 

2. После установки - разрешаем приложению получать доступ к данным о местоположении смартфона. Это позволяет начать пользоваться его функцией отслеживания движения электротранспорта по маршрутам. Внизу в приложении есть три основных его раздела - "Поехали" (планирует маршрут от точки А до точки Б), Маршруты (выбираем маршрут трамвая или троллейбуса, смотрим - где едет подвижной состав, какие из них низкопольные) и Билеты.

3. Очередным шагом станет указание номера телефона - это важно при последующей покупке билетов.

4. Во вкладке Билеты пока возможна покупка только разовых билетов. Потом разработчики обещают дать возможность покупать многоразовые и проездные билеты.

5. Перед покупкой билета мы видим уведомление, что это пока что производится в тестовом режиме и не на всех маршрутах. Но на самом деле уже работает.

6. Перед покупкой к приложению нужно привязать банковскую карту. Это может быть любая реальная банковская карта, это может быть виртуальная карточка, которую можно специально для оплаты проезда сделать самостоятельно в своей системе онлайн-банкинга (Приват24, Монобанка, Ощад24 и др.) или сделать виртуальную карту в платежной системе Easy Pay.

7. После этого на указанный при установке приложения мобильный телефон приходит в СМС код подтверждения из шести цифр. Если Вы привязываете карту ПриватБанка или некоторых других банков - то этот код подтверждения может прийти не на телефон, а на электронную почту или уведомлением в мобильное приложение банка. Это важно - следите за всеми тремя каналами. Вся эта процедура проходит один раз.

8. Можно купить один или несколько разовых билетов - по 5 гривен каждый. Билет действителен в течении 24 часов с момента покупки, если его не использовать - он "сгорает", деньги не возвращаются. Уже купленные и (при наличии) использованные билеты - видны на экране.

9. Самый важный шаг. Собственно, оплата проезда. Купленный билет необходимо открыть - будет виден его QR-код и номер. Этот QR-кодом на включенном экране смартфона нужно поднести к датчику-валидатору (пока что только в кабине водителя трамвая). В режиме ожидания датчик светится голубым цветом. При успешном подтверждении (валидации) - он светится зеленым и дает звуковой сигнал об успешной оплате проезда. Если что-то не так - то датчик светится фиолетовым или даже красным. Анонсированная ранее возможность оплаты даже при заблокированном экране смартфона пока не работает - у нас получилось "прокомпостировать" только при поднесении активированного только что купленного билета на экране к датчику - на несколько сантиметров.

10. Когда купленный билет (купить его можно заранее или сразу в момент оплаты, или уже в салоне) успешно "валидирован" в датчике - на Вашем экране появляется вот такое уведомление об успешно "прокомпостированном" билете. Приятной поездки!

Важно понимать, что данная функция безналичной и бесконтактной оплаты - это не электронный билет. Это всего лишь один из вариантов безналичной оплаты при существующей тарифной системе оплаты проезда.

В ближайшем будущем такие датчики для безналичной оплаты появятся и в троллейбусах. А затем их количество будет увеличено с одного в кабине водителя до, как минимум, трех и более - с таким расчетом, чтобы около каждой двери в салоне был датчик-валидатор. Также такую систему будут устанавливать и в автобусах и маршрутках - но тут уже вопрос о взаимодействии частных перевозчиков и мобильного приложения Транспод. 

comments powered by HyperComments