Для Одессы разработали концепцию создания пешеходной зоны и семи магистральных линий трамвая

Антон Лягушкин  |  Суббота, 18 мая 2019, 15:15
Концепция предусматривает развитие общественного транспорта и создание удобной пешеходной и велосипедной инфраструктуры в центре Одессы и представлена на конкурс архитектуры и урбанистики «Ukrainian-Urban-Awards».
Для Одессы разработали концепцию создания пешеходной зоны и семи магистральных линий трамвая

7 июня 2019 года в Киеве пройдет Второй всеукраинский ежегодный конкурс архитектуры и урбанистики "Ukrainian-Urban-Awards". В этом конкурсе участвует проект концепции транспортно-пешеходной системы исторического центра Одессы, разработанный в прошлом году группой одесских архитекторов и урбанистов во главе с главным архитектором проекта Аркадием Шупляковым. Проект предусматривает создание в центральной части Одессы пешеходных зон, упорядочение парковки и движения транспорта, а также создание комфортной и доступной для маломобильных групп населения пешеходной и велосипедной инфраструктуры.

Аркадий Шупляков показывает, как Одесса за чуть более 200 лет своей современной истории превратилась из "пешеходного" в "автомобилецентричный" город, миновав несколько стадий преобладания того или иного вида транспорта.

Транспортная ситуация в Одессе, как впрочем и в большинстве больших городов Украины весьма сложная. Около 150 тысяч одесситов не имеют в радиусе пешеходной доступности городского электротранспорта.

Из-за проблем с парковкой автомобилей на тротуарах, в зеленых зонах и на улицах страдает общественный транспорт, который вынужден стоять в постоянных пробках. Аркадий Шупляков отмечает, что парковка автомобилей в историческом центре города носит хаотический характер, большинство автомобилистов за нее не платят.

Автор концепции транспортно-пешеходной системы исторического центра Одессы отмечает, что наш город отличается моноцентричностью, для него характерны массовые поездки жителей с утра и вечером (т.н. маятниковые поездки). Из-за дисбаланса в транспортной системе страдают все участники движения, а исторический центр города теряет туристическую привлекательность несмотря на значительное количество памятников архитектуры.

 

Аркадий Шупляков отмечает, что эксперты уже определили три основных шага, которые позволят сделать Одессу более удобной для передвижения. Первый шаг – это ограничение использование частных автомобилей (в основном в центре города), второй – развитие общественного транспорта и третий – создание пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Изменения по всем трем шагам должны быть комплексными и проводится одновременно и согласованно.

В плане развития общественного транспорта Одессы, Аркадий Шупляков предлагает основную ставку сделать на магистральный транспорт, которым в Одессе является трамвай. Для того, чтобы трамвай мог двигаться максимально быстро и не зависеть от другого транспорта, он предлагает вынести его рельсы на выделенные полосы. Система магистрального транспорта в Одессе, по мнению архитектора, должна состоять из семи магистральных линий трамвая и дополняться троллейбусной сетью, в которой предусматривается возможность строительства нескольких новых линий. Также планируется задействовать в пассажирских перевозках железную дорогу - запустив "городскую электричку".

Автор предлагает "переосмыслить" существующую сеть трамвайных маршрутов, устроив на базе существующей рельсовой сети семь основных магистральных маршрутов, которые мы условно пронумеруем от №1 до №7:
- №1 - по проектируемой трассе линии "Север-Юг" от завода Центролит до Люстдорфа;
- №2 - частично по вновь запроектированным линиям на поселке Котовского по ул. Паустовского и Семена Палия (Днепропетровская дорога), восстановленной линии по Балковской, новом участке от Балковской до Дальних Мельниц; 
- №3 - от улицы Пастера через Старопортофранковскую, Пантелеймоновскую и далее на Фонтан, объединяя нынешние маршруты №18 и 28;
- №4 - "Ланжерон - жилмассив Школьный" - от Ланжерона по Пантелеймоновской, Адмирала Лазарева до Дальних Мельниц, затем по запроектированным веткам на Ближние Мельницы и вокруг еще не построенного жилмассива между Черемушками и Школьным
- №5 - повторяет нынешний маршрут №5 от автовокзала до Аркадии;
- №6 - повторяет нынешнюю версию маршрута №15 от Слободки через Тираспольскую площадь на Молдаванку;
- №7 - повторяет нынешний маршрут №21 от Тираспольской площади на Заставу-2 по Прохоровской и Дальницкой.

Развитие магистрального трамвая и троллейбуса даст возможность максимально сократить количество автобусов в городе, в первую очередь за счет ликвидации маршруток. На пересечении маршрутов предлагается создавать удобные транспортно-пересадочные узлы, а избежать их ненужного дублирования поможет внедрение электронного билета.

Однако некоторые предложенные Аркадием Шупляковым варианты обустройства пересадочных узлов вызывают вопросы - так, например, он планирует "накрыть" навесом Тираспольскую площадь.

Уменьшить популярность передвижений по Одессе на частных автомобилях помогут такие мероприятия, как создание "перехватывающих" парковок, упорядочение парковочной инфраструктуры и введение обязательной платы за парковку. Концепция предусматривает создание многоуровневых паркингов.

Что до дорожной инфраструктуры, то ширину полос для движения на большинстве улиц планируется уменьшить до 3 метров (заметим, что для Одессы, которая вместе с Киевом, Харьковом и Днепром относится к крупнейшим города Украины государственные строительные нормы ДБН В.2.3-5:2018 для крупнейших магистральных улиц предусматривает ширину полосы в 3,5 метра). За счет уменьшения ширины полос на улицах Одессы Аркадий Шупляков предлагает выделить место для строительства полос и дорожек для велосипедного движения.

Авторы концепции транспортно-пешеходной системы исторического центра Одессы предлагают поэтапно расширять границы пешеходной зоны, которая сейчас ограничивается кварталом улицы Дерибасовской. Они предлагают расширить пешеходную зону до многоугольника, ограниченного улицами Преображенской, Бунина, Канатной и Приморской. Таким образом в нашем городе возникнет одна из самых крупных пешеходных зон в Европе.

Шупляков отмечает, что на данный момент транзит на улицах исторического центра незначительный, а вместо пропуска транспорта они в основном используются для парковки транспорта. Поэтому он предлагает ограничить въезд в исторический центр – право на него останется только у жителей этой части города. На некоторых улицах предлагается сохранить "успокоенное" движение со скоростью не больше 20 километров в час.

Таким образом, по мнению автора, увеличится туристическая привлекательность центра Одессы и кроме того улучшится экологическая ситуация и создадутся условия для развития туристического и ресторанного бизнеса.

comments powered by HyperComments