Стоит ли Одессе спешить с внедрением «электронного билета»,- мнение

Антон Лягушкин, Александр Вельможко  |  Вторник , 20 ноября 2018, 11:21
Тема внедрения «электронного билета» в городском общественном транспорте весьма часто поднимается в украинских СМИ. «Пассажирский транспорт» анализирует первый опыт внедрения «э-билета» в Украине, а также позитивные и негативные стороны автоматизированной системы оплаты проездае
Стоит ли Одессе спешить с внедрением «электронного билета»,- мнение

О «электронном билете» и его внедрении в общественном транспорте городов Украины не говорит только ленивый. Часто «электронный билет», а если говорить официально – автоматизированную систему безналичной оплаты проезда (АСОП) считают чуть ли не панацеей от всех проблем, которые существуют в Украине с общественным транспортом. Так ли это на самом деле и нужно ли Одессе форсировать внедрения «э-билета», в этом мы попытаемся разобраться.

Действительно, не только большинство городов Европейского Союза, но и даже Беларуси и России довольно давно избавились от расчетов наличкой в общественном транспорте. «Нал» допускается к оплате, по сути, лишь в исключительных случаях - и это почти всегда обходится пассажиру намного дороже, чем любая форма постоянного или электронного билета.

«Нужно понимать, что расчеты наличкой в транспорте довольно дорогие для предприятия. Во-первых – это расходы на реализацию проездных документов, во-вторых – плата за учет собранной налички, а потом – за инкассацию и передачу в банк», – рассказывает украинский программист Александр Чикиш, который сейчас живет в Мюнхене. По его словам, при простоте наличных расчетов в транспорте, они на самом деле весьма трудоемки: водитель или кондуктор обилечивает пассажиров, дальше в депо деньги сдают кассирам, которые их пересчитывают. После этого инкассаторы перевозят деньги в банк. «Может показаться, что предприятие может сразу рассчитываться с поставщиками собранной наличкой. Собственно так и делают частные перевозчики, которые имеют несколько автобусов. Однако крупные компании, а особенно коммунальные и государственные, проводят все расчеты через банк, то есть без налички», – говорит Александр. По его словам в Европе перешли от наличной оплаты проезда к безналичной именно для того, чтоб экономить средства на учете выручки и работе с банком.

«Если мы пользуемся «электронным билетом», мы практически сразу тем или иным методом перечисляем средства на банковский счет транспортного предприятия. Вариантов много, однако во всех из них полностью отсутствует «кэш», то бишь наличка», – рассказывает Александр Чикиш.

Что до самой автоматизации оплаты проезда, то примером тут может служить метрополитен. В украинских метрополитенах проездных документов не существует – для оплаты существуют туриникеты, где оплатить поезд можно предварительно купленным жетоном, а с недавних пор и банковской карточкой.


 

Первые шаги к электронному билету

В Украине уже действуют различные варианты безналичной системы оплаты проезда в городском транспорте. Это оплата проезда с помощью банковских карт, QR-кодов и даже SMS. В основном современный вид расчета за проезд внедрен не по инициативе городов, а по инициативе двух государственных банков – «ПриватБанка» и «Ощадбанка». Система оплаты проезда с помощью SMS введена в Ивано-Франковске на основе соглашения между местным КП «Электроавтотранс» и «Киевстаром».

Однако оплата через QR-коды, SMS-ки и банковскими картами – это просто безналичная система оплаты проезда, но отнюдь не автоматизированная система оплаты проезда в том смысле, в котором она работает в Европе.

«В автоматизированной системе оплаты проезда важен не только сам факт безналичной оплаты проезда, но и учет пассажиров. Его, конечно, можно проводить и на основе «бумажных» билетов, однако это очень трудоемко. Кроме того, в Украине государство предоставило многим категориям населения право бесплатного проезда, расходы на который должны компенсировать местные власти. И тут нужен очень строгий и точный учет», – говорит украинский программист Александр Чикиш. В Италии учет пассажиров-льготников проводится именно благодаря внедрению «электронного билета» - после того, как льготник провел картой в специальном устройстве – валидаторе, факт его поездки сразу фиксируется, соответственно транспортная компания получает от государства средства за его перевозку.

Отметим, что и в Украине уже работают довольно полноценные системы электронного билета. Лидерами в этом плане является Тернополь, Киев, Мукачево, Белая Церковь и некоторые другие города.


 

Опыт Тернополя

Если в Киеве «электронный билет» начал работать только в коммунальном транспорте, в Тернополе его внедрить во всем городском транспорте сразу. Новацию ввели в начале 2018 года.

«Мы давно стремились к переходу расчетов с пассажирами в безналичную форму. В начале 2017 года Верховная Рада Украины приняла закон, который сделал возможным переход к электронному билету», – рассказывает директор КП «Тернопольэлектротранс» Андрей Мастюх, который является участником рабочей группы по внедрению автоматизированных систем оплаты проезда в городском транспорте при Министерстве инфраструктуры Украины.


Переносной валидатор у тернопольского кондуктора в троллейбусе.

В Тернополе «электронный билет» начали внедрять за средства частного инвестора – средств на новацию у городского совета не нашлось. Однако даже после того, как был внедрен «электронный билет», в городском транспорте и далее можно оплатить проезд наличкой.

«Кто-то может считать такое решение неправильным. Однако, как мне кажется, любая новация должна вводиться постепенно. Иначе она вызовет значительное недовольство. Мы, фактически, стимулируем наших людей оплачивать проезд именно с помощью «электронного билета», так как при оплате «Файной картой» (название тернопольской транспортной платежной картой), проезд дешевле, чем при оплате наличкой. Многие это уже поняли и пользуются именно картами», – рассказывает директор КП «Тернопольэлектротранс» Андрей Мастюх. Кондукторы в троллейбусах Тернополя будут работать на время переходного этапа внедрения «электронного билета» - они принимают оплату наличностью от пассажира.


Пользоваться электронным билетом в Тернополе выгодно - вместо 5 грн. за проезд в троллейбусе собственники "Файных карт" платят 4 грн.

«Мы ввели точный учет пассажиров, а также сделали так, что пассажир не мог повторно воспользоваться билетом с формулировкой «я вам передал с конца салона» и т.п. У всех наших кондукторов есть переносные терминалы, которые печатают билет. На нем четко указан маршрут троллейбуса и время оплаты. У кондуктора также есть специальная карта, с помощью которой можем фиксировать проезд льготника. Правда, наши льготники в основном получили свои «Файные карты», – объясняет Андрей Мастюх.

Есть, правда, и свои минусы в тернопольской системе «электронного билета». Они связаны, в первую очередь, с нюансами украинского законодательства. Согласно законам, в Украине льготники пользуются правом бесплатного проезда в городском транспорте не только в своем городе, но и в чужом. В то время как оплата проезда льготников теперь проводится именно из местных бюджетов, соответственно города выдают транспортные карты только «своим» льготникам. Поэтому некоторые иногородние льготники возмущаются таким новшеством.

Есть и другой момент – частные перевозчики часто требуют от пассажиров оплаты именно наличностью, а не транспортными картами. Такое действие они мотивируют тем, что стоимость проезда, установленная городскими властями далеко не полностью покрывает расходы перевозчиков.

Внедрение «электронного билета» в Тернополе показало, что это точно не панацея от всех транспортных неурядиц. Несмотря на наличие в города АСОП, в ноябре частные «маршрутки» пропали с улиц города после того, как горсовет отменил повышение стоимости проезда.


 

Мукачево или о том, какой «э-билет» Одессе точно не нужен

Мукачево на Закарпатье неожиданно для многих стало пионером в внедрении системы «электронного билета». Однако за образец в системе «электронного билета» взяли не европейский, а … российский вариант подобной системы, который был внедрен в Москве уже достаточно давно.


Вот так выглядит мукачевский валидатор турникетного типа...

Вкратце смысл вот в чем – в мукачевских автобусах установили валидаторы турникетного типа. Все очень просто – не оплатил проезд карточкой – не смог сесть в автобус. Точно такое же решение было внедрено в Москве. У него, конечно, есть основания – наш народ действительно любит кататься «на халяву», однако из-за новации в Москве трамваи, троллейбусы и автобусы подолгу стояли на остановках для посадки и высадки. В конце концов даже там признали такую АСОП не очень эффективной – что годится для метро или скоростного трамвая не очень то пригодно для «уличных» видов транспорта.

В Мукачево же сработал еще один нюанс. Совокупная система турникет+валидатор часто дает сбои в работе, поэтому пассажиры просто передают водителю автобуса 5 гривен за проезд, а тот открывает турникет. Или то же самое происходит при работающем турникете - но 5 гривен проходят «мимо кассы», в карман водителю.


 

Львов – «наша песня хороша, начинай сначала»

Ни в одном городе Украины, как во Львове, власть так активно не «ездила по ушам» горожан с рассказами о «электронном билете». «Пассажирский транспорт» уже анализировал тему внедрения АСОП во Львове, поэтому здесь укажем только несколько моментов: во Львове под «электронным билетом» имели в виду не только изменения в самом способе оплаты проезда, но и решили коренным образом изменить сами взаимоотношения между перевозчиками, городом и пассажиром. Перевозчики после внедрения АСОП должны были получать оплату не за количество перевезенных пассажиров, а за количество километров, которые откатали их транспортные средства на маршрутах. Идея, в целом, правильная, причем давно реализованная во многих городах Европы и Северной Америки. 


Во Львове пока определились только с дизайном транспортной карты.

Над электронными билетом во Львове работали две рабочие группы во главе с заместителями городского главы и целый отдел в ЛКП «Львовавтодор», которое должно стать оператором «электронного билета». Город даже договорился с Европейским банком реконструкции и развития о получении кредита в 10 млн. евро. ЛКП «Львовавтодор» заявил, что начал процедуру международного тендера по внедрению АСОП и даже получил предложения от 18 компаний… но в конце ноября 2018 года на сайте Европейского банка реконструкции и развития появилось объявление о том, что фактически тендер опять проводится заново – на первом этапе фирмы подадут заявки с предложениями АСОП без цены, а на втором среди приемлемых вариантов будут искать оптимальный.

По словам депутата Львовского городского совета Игоря Зинкевича, который изучает вопрос внедрения АСОП во Львове, повторный тендер – это то, что в практике ЕБРР встречается очень редко. Он считает, что работу чиновников горсовета банально «забраковали» в ЕБРР.


 

Киев

В Киеве более-менее полноценная работа «электронного билета» в общественном транспорте началась в ноябре этого года. Старт проекта несколько раз переносили. «Электронный билет» заработал пока что только в коммунальном транспорте, будет ли он распространен на транспорт частный – не известно. В Киеве депутаты грозятся полностью избавится от частных маршруток, однако выйдет ли это у них – пока неизвестно.


 

Винница

В Виннице, как и во Львове, решили поручить внедрение электронного билета коммунальному предприятию и взять под этот проект кредит ЕБРР. Но, в отличии от столицы Западной Украины, Винница продвинулась в реализации проекта намного дальше – тут уже прошел тендер на внедрение «э-билета» и в транспорте уже начали устанавливать валидаторы для считывания транспортных карт. Проект будет внедрятся во всем транспорте города, включая и частных перевозчиков. «Электронный билет» может заработать уже в следующем году.

В городском транспорте Винницы уже монтируют оборудование АСОП.


 

Как же поступать Одессе?

В Одессе, как и в Тернополе, решили внедрять «электронный билет» сразу во всем городском транспорте города за счет частного инвестора. Конкурс на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте Одессы объявили в ноябре 2017 года. Условия конкурса были утверждены Одесским городским советом еще в начале октября прошлого года. Инвестор, который будет внедрять «электронный билет» в Одессе, согласно с условиями конкурса будет получать за свои услуги 10% от суммы, полученной от сборов за проезд. Такая сума не очень-то велика, для примера приблизительно такой же процент от выручки получают водители электротранспорта Львова за реализацию билетов.

В 2017 году валидаторы АСОП планировали установить в 145 одесских трамваях, 88 троллейбусах и 1171 автобусе. Однако, после закупки новых троллейбусов за средства Европейского банка реконструкции и развития, количество электротранспорта в Одессе возросло. Стоимость внедрения системы «электронного билета» в Одессе оценили в 300 млн. грн. в ценах 2017 года.

Подача заявок на конкурс по выбору инвестора, который будет внедрять «электронный билет» в Одессе завершилась в январе 2018 года. Внедрять АСОП в транспорте Одессы за свои средства предложила лишь одна фирма – ООО «Одесская городская карта», учредителями которой является компания «ГЕРЦ» и предприятие «Телекарт-Прибор».

Технически инвестор готов обеспечить оплату проезда бесконтактной карточкой по технологии «Mifare Ultralight C» или ее аналогом, QR-кодом с бумажного билета или экрана мобильного телефона, при необходимости – наличными деньгами в салоне транспортного средства. Все расчеты и обмен информацией должны проходить в режиме реального времени через центральный сервер. Система должна поддерживать широкий и гибкий спектр тарифных планов, зональной оплаты и мультимодальности поездок. К системе можно будет подключать системы электронного банкинга, электронного правительства, торговых сетей, социального обеспечения и базироваться на электронных учетных записях.

В процессе внедрения «электронного билета» в Одессе возникли сложности, связанные с тем, что в конкурсе приняла участие только одна компания. Претензии возникли у Антимонопольного комитета Украины. После почти полугода консультаций, претензии со стороны антимонополистов были сняты, однако в начале сентября уже одесские депутаты выдвинули свои претензии. По их мнению 9,75% от выручки за внедрение «электронного билета» – это очень много, поэтому ведутся переговоры с инвестором о снижении его «доли», он уже согласился уменьшить ее на 1 %. Руководитель транспортной комиссии Одесского городского совета заявила, что на данный момент уже согласовано 99% всех вопросов, связанных с внедрением АСОП. Важным вопросом, который нужно «утрясти», является компенсация средств за перевозки льготников.

Есть и реальные шаги по внедрению безналичной системы оплаты проезда – валидаторы для банковских карт появились в одесском фуникулере. Они установлены по инициативе банка «Восток».


Валидатор банка "Восток", которым можно оплатить проезд в одесском фуникулере банковскими картами. У него есть функция печати бумажного билета.


 

Перспективы

В Одессе, по мнению директора департамента транспорта Александра Илько, именно электронный билет позволит решить ряд проблем: провести учет всех льготных категорий пассажиров, изучить направления пассажиропотоков и, на основании этого, изменить маршрутную сеть. То есть, электронный билет станет не только инструментом для оплаты проезда, но и инструментом статистики.

По мнению программиста Александра Чикиша, наиболее оптимальной является идея с оплатой услуг перевозчиков за километры пробега, которая выдвинута во Львове, так как перевозчики будут заинтересованы в выполнении всех рейсов, в том числе и в вечерние часы, когда пассажиропоток минимальный. Однако такая система требует значительной подготовки.

«Во-первых, город должен четко определить формулу, по которой он оценивает транспортную работу перевозчиков в зависимости от типа подвижного состава и других обстоятельств. Перевозчики должны понимать, сколько именно они получат за работу и выгодно ли это им. Во-вторых, город должен четко определиться со стоимостью проезда для пассажиров, как при пользовании одноразовыми билетами, так и долгосрочными абонементами. Если таких расчетов не будет, «электронный билет» может стать «камнем на шее» городского бюджета, так как потребует значительных бюджетных вливаний», – говорит Александр Чикиш.

Директор КП «Тернопольэлектротранс» говорит также о том, что до внедрения «электронного билета» городской совет должен максимально четко прописать «правила игры», чтоб потом не было судебных разбирательств и других подобных проблем.

«В первую очередь нужно решить проблему льготников, чтоб все они получили свою льготную транспортную карточку», – говорит Андрей Мастюх. Касаемо льготников, есть и еще один немаловажный момент – Кабинет Министров Украины таки принял решение о монетизации льгот. Это решение, правда, не является обязательным – местные советы могут ограничить количество поездок, а могут и сохранить «льготный безлимит». В случае того, если лимит будет внедрен, должны быть четкие механизмы начисления льготных поездок на транспортные карты.

Руководитель общественной организации «Львовяне за электротранспорт» Юрий Каукалов также считает вопрос урегулирования вопроса с льготами на проезд одним из важных аспектов внедрения «электронного билета».

«Давайте скажем правду – большинство местных советов не готовы к учету перевозок льготников и к полной компенсации убытков перевозчиков. Те средства, которые перечисляются из бюджетов, покрывают убытки от бесплатного проезда льготников не в полном объеме. Если же будет четкий учет, то придется платить за все поездки пенсионеров, инвалидов и других людей, которым предоставили льготы. А это может быть весьма крупная сумма. Поэтому таки нужно набраться смелости и честно сказать льготникам, сколько поездок местные власти смогут оплатить из бюджета, а сколько им придется оплачивать из своего кармана. Мэры-популисты явно не готовы сделать такой шаг. Для них лучше сохранять неразбериху в транспорте, лишь бы льготники молчали, ведь это их основной электрорат», – считает Юрий.

По словам Александра Чикиша при внедрении «электронного билета» также очень важно стимулировать горожан таким образом пользоваться общественным транспортом.

«В Европе разовая поездка практически всегда дороже, чем пользование абонементом – дневным, недельным, месячным, годовым. Кроме того, «электронный билет» на транспорт, это своего рода бонус для тех, кто воспользуется общественным транспортом вместо личного автомобиля. Для примера, в Германии есть города, где люди, запарковавший свой автомобиль вдалеке от центра, получают право бесплатного проезда в городском транспорте», – рассказывает Александр Чикиш.

Итак, мы можем констатировать, что «электронный билет» – это не панацея от всех бед с городским транспортом, однако это инструмент, который при правильном внедрении системы может помочь горожанам ездить удобней и дешевле. Внедрение АСОП – весьма непростой процесс, который требует глубокого анализа и разработки соответствующей технической и нормативной документации. Поэтому здесь действует известный принцип: «Поспешишь – людей насмешишь».