Хаит, лавочку закрой! (из обращения одесситов к учредителям премии имени Бабеля)

Сергей Стеблиненко  |  Пятница, 19 августа 2022, 12:49
Примерно таким слоганом сопровождалось оглашение итогов проводящегося более пяти лет конкурса имени Бабеля, "сделавшего" лауреатами представителей страны-агрессора, обстреливающего ракетами Одессу. При этом в приеме на конкурс работ "нерусским" (в смысле языка) авторам вообще было отказано. Во всяком случае, так звучали обвинения в адрес учредителей.
Хаит, лавочку закрой! (из обращения одесситов к учредителям премии имени Бабеля)

По этому поводу я уже писал, что проблема этого ежегодного мероприятия гораздо шире. Если бы премией имени Бабеля награждали в подмосковном Переделкино, где он жил в последние годы жизни (перед арестом в мае 1939 года и последовавшим за этим расстрелом), то за образец творчества была бы принята его "Конармия", о которой Виктор Шкловский писал: "Бабель увидел Россию так, как мог увидеть её французский писатель, прикомандированный к армии Наполеона".

Но премия, учрежденная в Одессе просто обязана равняться на "Одесские рассказы", "Закат" и, несомненно, "Историю моей голубятни". Это совершенно иная литература, написанная ни на что не похожим одесским языком, в котором прямой перевод с идиш (без склонений, спряжений и прочих выкрутасов) успешно соседствует с впервые записанной на бумаге... интонацией, которую использовали городские окраины, населенные евреями, украинцами, молдаванами и прочими жителями интернационального города. Отсюда и сочный бабелевский язык, на котором не в состоянии не только говорить и писать, но даже думать выкопанные жюри из "глубины сибирских руд" лауреаты. Между прочим, на таком же странном языке общались обитатели местечек под Киевом, Житомиром и Винницей. С той лишь разницей, что странный русский язык, на котором говорили одесские евреи заменяла украинская мова. Не верите? Поезжайте в Умань и послушайте стариков, дай Б-г им здоровья.

Как мне кажется, учредителей премии "кусали" не за то, что они на самом деле сотворили. Их нужно было "шпынять" за неверный выбор критериев, с помощью которых отбирались сами произведения для конкурса, а не "искать блох" в языке изложения.

И вот финал словесной баталии, конкурировавшей разве что со спорами вокруг памятника чрезмерно любвеобильной немецкой принцессе, случайно забравшейся на императорский трон.

"Президентский совет (всемирного клуба одесситов, а не то, про что вы подумали) высказал сожаление по поводу ситуации с премией" - так звучит официальное сообщение в прессе.

Дальше вообще упоительно - в лучших традициях советской бюрократии.

"Он напомнил, что в клубе регулярно проводятся благотворительные концерты и мероприятия. Благодаря этому удалось, в частности, приобрести 70 бронежилетов для украинских военных. В ближайшее время в клубе пройдут концерты для детей-переселенцев, а также творческие встречи".

Мне кто-то подскажет, какое отношение бронежилеты для армии имеют к премии имени Бабеля? Скорее всего, авторам текста хотелось проявить верноподданичество. Точно так же клялись в свое время подобные им товарищи-культпросветовцы в верности курсу партии и каждому его перегибу.

Ну, а дальше по существу...

"Всемирный клуб одесситов вышел из числа основателей литературной премии имени Бабеля. Также принято решение об отставке автора идеи премии — вице-президента Валерия Хаита. Сам Хаит заявил, что вручение премии имени Бабеля прекращается".

Чрезвычайно жаль, что Всемирный клуб одесситов вспоминал всуе освященное любовью одесситов имя Исаака Эммануиловича Бабель, писателя и одессита.

comments powered by HyperComments