Кто главный в Одесской области: руководитель обладминистрации или штаба против коронавируса
Ситуация вокруг обеспечения опорных клиник Одесской области всем необходимым для противодействия ожидающейся массовой вспышке коронавируса вызывает недоумение, которое создает впечатление о хаосе в системе управления регионом в целом и способности областных властей эффективно действовать в кризисных условиях.
С одной стороны, областная администрация выделила довольно крупную сумму для закупки оборудования и защитных средств. Это 20 миллионов резервного фонда областного бюджета и еще 40 миллионов, которые перенаправили с других статей медицинских расходов. Но при этом у ОГА нашелся миллион на нужды гандбола - при том, что во время эпидемии и карантина кому нужен тот гандбол? Относительно того, на что именно тратят выделенные около 60 миллионов - наиболее сложный вопрос. 17 марта зам. главы ОГА Вячеслав Овечкин рассказал о том, как будут осваивать 7 миллионов - на покупку аппаратов ИВЛ на 4,5 млн. гривен, экспресс-тестов на 1,5 миллиона и средства защиты. Данные усилия выглядят мизерными на фоне втрое большей суммы, которые выделили из городского бюджета Одессы на те же цели - 143 миллиона решением сессии горсовета и еще более 30 миллионов за счет перераспределения депутатских фондов. Из этих средств начали закупку 54 аппаратов ИВЛ, 10 тысяч экспресс-тестов и огромного количества защитных средств.
Поскольку Верховная Рада специальным законом разрешила проводить закупки медицинских средств для противоэпидемической борьбы по упрощенным процедурам, в ряде случаев этим уже воспользовались. Так, 27 марта Одесса уже получила закупленные за средства бюджета 10 тысяч экспресс-тестов британского производства. Сложнее с закупкой аппаратов ИВЛ - и дело тут не только в затянутости тендерных процедур, но и в фактическом отсутствии этой техники у поставщиков. Не удивительно, что волонтеры и меценаты буквально "выцарапывают" имеющиеся в наличии аппараты ИВЛ друг у друга.
В то же время, помимо официальных органов местной власти, в Одесской области был неформально создан еще один центр управления - областной штаб по противодействию коронавирусу. Возглавил его крупный бизнесмен, руководитель группы частных портовых терминалов "ТИС" Андрей Ставницер - по итогам встречи 16 марта у президента, на которой Украину фактически разделили на сферы влияния или "вотчины" олигархов и крупных бизнесменов. Ставницер немедленно организовал бурную деятельность, собирая деньги и закупая необходимые оборудование и защитные средства с помощью благотворительного фонда "Корпорация Монстров". При этом компания "ТИС" немедленно выделила 20 миллионов. На эти и собранные средства действительно начали закупать все, что только можно купить - и немедленно доставлять в клиники, которые должны стать опорными по приему больных с коронавирусом.
И вот тут, со списком этих клиник, произошла крайне опасная заминка. Итоговый список был утвержден только 27 марта, причем, по словам Андрея Ставницера, на его согласование и утверждение ушло 10 дней - что действительно является слишком долгим сроком в чрезвычайной ситуации. По этому и другим поводам Ставницер написал пространный пост в соцсети, а затем выступил в прямом "Украинской Правды", где крайне жестко раскритиковал действия областной администрации Максима Куцого и похвалил действия одесской мэрии во главе с Геннадием Трухановым.
В частности, сначала Ставницер обвинил Куцого и его команду в бездействии и даже в безвластии: "Что за это время сделали наши партнеры из ОГА? Несколько раз позвонили мне с вопросом, сколько денег сдали бизнесмены. Даже 45 машин скорой помощи, которые уже есть, никак не могут оформить и выпустить на дороги. Знаете, что было в Одесском аэропорту, когда туда привезли тесты из Китая? Представители разных регионов подрались между собой и с Национальной гвардией за эти коробки. Каждый начал брать себе то, что видел – пришлось перекрывать выезд из аэропорта. Такое происходит во время безвластия. И это страшнее, чем пустые больницы".
Также Ставницер подчеркнул, что в масштабе Одесской области нет медицинского специалиста, который принял бы компетентное решение относительно перечня опорных клиник: "У меня нет медицинского образования, и говорят, что я не должен указывать докторам. Хорошо. Покажите мне, кто должен? В одесской области этого человека нет. Полный паралич".
В то же время действительно спорная ситуация возникла вокруг возможности приема больных коронавирусом в двух медицинских учреждениях - Одесской областной клинической больнице и областном онкологическом диспансере. В частности, по мнению бывшего врача областного роддома, расположенного на территории областной больницы, Светланы Галич, областная больница обеспечивает уникальные медицинские процедуры и услуги 3-го уровня, в частности, гемодиализ, и не имеет изолированных боксированных отделений. А это означает, что либо коронавирус почти неизбежно охватит те части больницы, где лежат другие больные, либо данные уникальные процедуры придется прекратить на неопределенный срок - что смертельно опасно для огромного числа больных. Та же самая ситуация - в онкодиспансере, но там для размещения больных коронавирусом подготовлено отдельно стоящее здание. В то же время областная больница - по сути, единственное медицинское учреждение, располагающее кислородной станцией для питания большого количества аппаратов ИВЛ, значительными площадями и опытным персоналом.
Однако, говоря о позиции руководства областной больницы, которое не хочет прекращать жизненно важный лечебный процесс, Ставницер высказался столь же жестко, как и о руководстве ОГА: "Областная больница, в которой больше всего ресурсов, петляет и прячется".
В то же время сам Максим Куцый на своей странице в Фейсбуке призывает граждан не паниковать, рассказывает о получении тестов из государственных поставок и публикует информацию о количестве заболевших коронавирусом в Одесской области - часть которой затем не подтверждается Министерством здравоохранения. А относительно областной больницы Куцый заявил, что ее выделение под прием больных с коронавирусом нецелесообразно: "Это многопрофильная и специализированная клиника, где проходит лечение множество пациентов с разными заболеваниями. Чтобы определить ее в качестве медучреждения, которое будет бороться только с коронавирусной инфекцией, необходимо "отселить" много отделений. Это нелогично, и так не будет, таково не мое, а коллегиальное решение. Если будет необходимо, это произойдет, она есть в списке".
Мэрия Одессы ведет активную деятельность в подконтрольной ей сфере - собственно, на территории города и в тех медицинских учреждениях, которые подконтрольны городскому департаменту здравоохранения. В первую очередь это касается городской инфекционной больницы, именно для которой закупается несколько десятков аппаратов ИВЛ, уже получены тесты и довольно много защитного оборудования. И что важно, в городской медицине есть четкий план действий, есть оперативный штаб, который с января 2020 года ведет планомерную работу по организационной подготовке, закупкам, информированию граждан и т.д.
Как итог, на данный момент уже есть решение областного и городского департаментов здравоохранения, которое окончательно сформировало список опорных клиник по приему больных коронавирусом и порядок их задействования.
Другим итогом становится изменение политических раскладов в Одесской области. Сам факт согласования Андрея Ставницера на уровне президента руководить противоэпидемической борьбой в Одесской области говорит о неспособности официальных структур областной администрации выполнить свои прямые обязанности как звена исполнительной вертикали власти. Жесткая критика со стороны Ставницера, когда тот в прямом эфире пообещал "завершить карьеру" главы ОГА Максима Куцого, назвал его "нерукопожатным" и охарактеризовал его работу как "преступную халатность, которая может привести ко многим жертвам", говорит о том, что, скорее всего, в ближайшее время стоит ожидать либо смены руководства Одесской областной администрацией, либо же превращения Максима Куцого в "свадебного генерала" без серьезных полномочий и влияния. "С областью у нас полная лажа, главное, я не понимаю, из-за чего. Область не потратила практически ни копейки государственных денег на подготовку. Все мероприятия по подготовке к коронавирусу провалены. Список опорных больниц утвердили приказом только после моего поста. 10 дней они не могли выбрать опорные больницы. А что значит, что они не могли выбрать? Это значит, что ни одна больница не готовилась к коронавирусу."
С другой стороны, сам Ставницер прямо заявляет об отсутствии у него политических амбиций и намерений занимать крупные посты во власти - но при этом в комментариях на его странице звучат многочисленные предложения и призывы возглавить обладминистрацию. С третьей стороны, Ставницер, похоже, не имеет конфликтов и противоречий с городской властью, которую хвалит: "У меня нет никаких претензий к городской власти. Городская власть работает отлично. У нас слаженная работа...".
Таким образом, в нынешних условиях начинающейся эпидемии позиции руководства Одесской ОГА выглядят очень слабыми. Напротив, усиливаются позиции одесской мэрии. И почти ничего нельзя сказать об Одесском областном совете, который, правда, не имеет полномочий для оперативного реагирования на события, кроме проведения сессий. Хотя политическая ситуация может в любой момент сейчас измениться - так как она сейчас практически полностью зависит от способности властей на всех уровнях сопротивляться эпидемии.