Взрыв в Бейруте: российский груз и одесский экипаж судна
Во второй половине дня 4 августа в Бейруте произошел взрыв в районе порта. Почти все здания рядом с местом взрыва, за исключением массивного элеватора, были разрушены. По данным на утро 5 августа число погибших достигло 78 человек, 3500 человек ранены. В городе на две недели объявили режим чрезвычайного положения. Обеспечение безопасности в городе передали в руки военных властей Ливана.
A video I received on WhatsApp of the scalr of explosion in #Beirut, confirming it was at the port. pic.twitter.com/bIkcyfsi0o
— Bissan Fakih (@BissanCampaigns) August 4, 2020
Информагентство AFP сообщает, что взрыва было два, Al Arabiya – что сразу несколько.
Губернатор Бейрута Филипп Булос заявил: "То, что мы видели, было похоже на Хиросиму или Нагасаки. Это абсолютно беспрецедентный случай в истории Ливана".
A Powerful explosion has occured in Beirut. It's not yet clear what caused the blast. #Beirut pic.twitter.com/h7ayT5DKdK
— Sputnik Insight (@Sputnik_Insight) August 4, 2020
По данным Высшего совета обороны Ливана, взорвался склад, на котором хранилось 2750 тонн аммиачной селитры (нитрата аммония), которая одновременно является удобрением и взрывчатым веществом. Непосредственной причиной взрыва стали сварочные работы - рабочие ремонтировали входные ворота на складе, где хранилась аммиачная селитра. Мощность взрыва составила около 1800-1850 тонн в тротиловом эквиваленте. Особенности аммиачной селитры состоят также в том, что взорваться она может при определенных условиях даже без внешнего воздействия - даже под тяжестью собственного веса.
Massive explosion in Beirut. Here's a shot, closer to ground zero. pic.twitter.com/Rk5V6UUdYP
— Ian Miles Cheong (@stillgray) August 4, 2020
Груз аммиачной селитры хранился еще с 2014 года - ее везли на небольшом сухогрузе "Rhosus" под флагом Молдовы в Африку, который с осени 2013 года "застрял" в Бейруте. Судно было задержано портовыми властями Бейрута по причине его совершенно негодного технического состояния и многочисленных долгов владельца. Владелец судна - российский бизнесмен Игорь Гречушкин под предлогом "банкротства" фактически бросил судно в порту вместе с экипажем. В составе экипажа из 8 человек было трое одесситов. Они вместе с российским капитаном находились на борту более 11 месяцев, пока не были возвращены домой благодаря усилиям фонда помощи морякам "Ассоль" и украинских дипломатов. Груз же был конфискован, и перегружен с борта судна на склад.
Ситуации, когда в одном месте хранится множество взрывчатых веществ или боеприпасов, зачастую приводят к их взрыву в результате аварий, диверсий, халатности или несчастных случаев. Так было в Одессе, когда 31 августа 1918 года взорвались артиллерийские склады в районе станции Одесса-Застава-II. Так было несколько раз со складами боеприпасов в Украине за последние 5 лет - в Балаклее, Калиновке и других местах. Так было в 1917 году в канадском Галифаксе, где во время столкновения двух грузовых судов, одно из них, "Имо", перевозившее взрывчатку, взорвалось.