Танкер на одесском пляже признали чрезвычайной ситуацией (ВИДЕО)
Ситуация с танкером "Делфи", затонувшим более девяти месяцев назад на пляже Дельфин, остается стабильной - поднять его не удалось. Предыдущие попытки сделать это 24 и 25 июля завершились оглушительным фиаско.
Сначала 24 июля с момента начала операции в 13 часов и до вечерних сумерек даже не смогли завести специально заказанные для этого стальные тросы. Они оказались слишком короткими - а буксир "Австралия" не смог подойти ближе из-за своей осадки. Вдобавок, буксир-нефтесборщик "Sea Ant", выполнявший вспомогательные функции, запутался своими винтами в канатах вокруг корпуса затонувшего "Делфи". Делу не помог даже прибывший из одесского порта рейдовый буксир "Труженик" - крохотная скорлупка сравнительно с другими буксирами.
Видео: попытки завести тросы с затонувшего танкера на буксиры 24 июля
Затем 25 июля буксиры "Австралия" и "Балкис" приступили к операции с 6 часов утра. На этот раз представители нанятого судовладельцем подрядчика для подъема судна - компании "Smart Marine Concept" и предоставившей для этой операции буксир компании "P&O" дважды рапортовали о "предварительных успехах" - когда сначала на "Австралию", затем на "Балкис" смогли завести тросы. Да, сравнительно с работой 24 июля, это были успехи.Это заняло время с 6 утра примерно до 15 часов. Около 15:30 оба буксира начали натягивать тросы в попытке развить полную мощность и перевернуть затонувший и лежащий на правом борту танкер обратно на ровный киль. Но уже через несколько минут оборвался один из стальных тросов - и операцию прекратили. Это было фиаско.
Видео: заведение тросов и неудачная попытка подъема затонувшего танкера 25 июля
И уже вечером 25 июля был зафиксирован новый разлив нефти из "Делфи". Нефтяная пленка покрыла около 100 квадратных метров поверхности моря. Как сообщил глава Госэкоинспекции Украины Андрей Малеваный, количество нефтепродуктов в море превышало максимально допустимые нормативы в 4,8 раз.
После этого компания "Smart Marine Concept" заявила, что полученные ею для операции тросы были бракованными. При гарантированном тяговом усилии в 63 тонны оборвавшийся трос выдержал нагрузку лишь в 4 тонны. Сертификацию тросов проводила канатно-испытательная станция в Николаеве. "Швартовые были закреплены на буксирах, и предпринята попытка на малом ходу буксировать танкер… Однако, после выборки слабины и достижения натяжения тросов, заплетенные гаши на концах тросов начали расплетаться. После того, как были подняты швартовые на берег и в ходе визуального осмотра, выяснилось, что тросы изготовлены некачественно" - сообщили в телеграм канале компании "Smart Marine Concept".
Тем не менее, сегодня, 27 июля, по тому же сценарию попытаются перевернуть танкер еще раз.
Эту же информацию косвенно подтвердил и руководитель частного порта "ТИС", в котором работают буксиры компании "P&О", Андрей Ставницер, по чьей инициативе один из буксиров был предоставлен для судоподъемной операции. Он заявил вечером 25 июля, что буксиры в тот момент, когда оборвался трос, развили всего 10% своей мощности: "Когда буксиры развили по 10% мощности, лопнули оба стальных троса, которыми они собирались тянуть Delfi. Это конец операции по нынешнему плану, разработанному компанией Smart Marine Concept. Лошадь сдохла — слезь".
Далее он в категорической форме раскритиковал проект, в котором участвовал, а также провел саркастичную аналогию ущебрности проекта с фамилией главы областной администрации. Однако, данная критика выглядит странно, так как компетентным специалистам недостатки проекта судоподъемной операции были бы видны сразу, а назвать Ставницера некомпетентным в морском портовом деле невозможно. "Не мы затопили судно. Не мы нашли подрядчика для подъема. Не мы составляли план, но мы полностью ему следовали, допустив на буксиры представителей Smart Marine. Зато мы, как и многие причастные к морскому делу люди, испытываем сейчас испанский стыд и разочарование. 8 месяцев бункеровщик с дедвейтом в несчастные 1630 тонн подтекает рядом с пляжем курортного города, нашего родного города, и никто с этим ничего не смог сделать. А если бы Delfi шел с полной нагрузкой? А если бы это был 200-метровый Aframax? Судовладелец нанял неопытного подрядчика - вышел цирк. К сожалению, попытка судовладельца сэкономить и на раьботах и на используемых в операции средствах привела нас туда, где мы сегодня. Похоже, стальной канат оказался бракованным, или, как говорят портовики, Куцым…" - написал Ставницер.
В воскресенье 26 июля на тему ситуации с "Делфи" было проведено срочное заседание областной комиссии по техногенно-экологической ситуации и чрезвычайным ситуациям во главе с руководителем областной администрации Максимом Куцым в присутствии министра инфраструктуры Владислава Криклия. На ней было принято решение о придании статуса местной чрезвычайной ситуации затонувшему танкеру и попыткам его подъема. Однако окончательное решение - за экспертной комиссией ГСЧС: "Завтра, по закону, это должна утвердить экспертная комиссия ГСЧС Украины. После этого процесс ликвидации танкера окончательно перейдет исключительно к государству. У судовладельца и подрядной организации, вовлеченных в процесс, было достаточно времени и попыток для успешного подъема судна — очевидно, их подход не срабатывает" - отметил Куцый вечером 26 июля. Также он заявил, что проведенное в выходной день заседание проигнорировали представители городской власти.
Максим Куцый честно признал, что это сделано, в первую очередь, для быстрейшего проведения объявленного Администрацией морских портов Украины тендера по подъему аварийного судна на сумму 24,6 миллиона гривен по упрощенной процедуре: "Применим сокращенную процедуру закупки услуг у подрядчиков, без бюрократических задержек. Уже завтра мы проведем расширенное совещание с участием экспертов отрасли. Судовладелец до последнего не отказывался от права на свою собственность, затягивая процесс. Теперь ликвидацией займется государство, с технической реализацией от АМПУ. А судовладелец, в обязательном порядке, возместит стоимость работ и нанесенный ущерб".
Сам Владислав Криклий раскритиковал подрядчика - компанию "Smart Marine Concept" за то, что она искала самый дешевый вариант, а не решение проблемы. Результатом этого, по словам министра, стало невыполнение заявленного срока подъема "Делфи" 20 июля.
Одновременно Администрация морских портов Украины, понимая тщетность попыток судовладельца поднять "Делфи" собственными силами, объявила тендер на услуги по подъему танкера за 24 миллиона гривен. Однако оперативно такой тендер можно реализовать только при упрощенной процедуре закупки - в том случае, если проблему танкера "Делфи" признают чрезвычайной ситуацией. Перед этим в Администрации морских портов Украины украинским по белому заявили, что судоподъемная операция была плохо спланирована, подрядчик не имел достаточно ресурсов для подъема судна - имея в виду первую попытку поднять судно 18 июля.
Видео: первая попытка судоподъемной операции 18 июля
Но кто же сейчас является владельцем судна? В различных онлайн-сервисах отслеживания морского трафика и судоходства вроде Vesseltracker или MarineTraffic танкер "Делфи" указан как "выставленный на продажу" - ship for sale. Последним легальным владельцем указывается зарегистрированная в британском Бирмингеме оффшорная компания "Atenia Holding Ltd". В опубликованных официальных документах по расследованию аварии "Делфи" владельцем указывается другая компания "Mister Drake PC". Реестры открытых данных указывают, что собственником этой компании "Мистер Дрейк" является оффшорная анонимная компания на Маршалловых островах "Телин Менеджмент".
В реальности на публичных мероприятиях с участием президента Украины, руководства Одесской области от имени судовладельца ведет общение бывший народный депутат от "Партии регионов" Юрий Голиков, который воздерживается от общения с медиа. Однако издание "Watchdog", ссылаясь на беседу с Голиковым, утверждает, что реальным собственником танкера является бывший депутат Николаеувского областного совета от "Партии регионов" Олег Ковтунов.
До кораблекрушения у берегов Одессы танкер "Делфи" дважды вляпывался в историю. Сначала в феврале 2017-го судно "поймали" в момент слива нефтепродуктов в море неподалеку от портопункта Бугаз (филиал порта Белгород-Днестровский) около Затоки. Тогда Госэкоинспекции Северо-Западного региона Черного моря собрала материалы, на основе которых начали уголовное производство по факту загрязнения моря, но дело так и не закончили, наказания никто не понес. А через год, уже в феврале 2018-го, во время шторма "Delfi" начал тонуть в румынских территориальных водах - но суденышко успели отбуксировать в порт Констанца и там подлатать. Затем же он находился на мелководье в нейтральных водах в северо-западной части акватории Черного моря и фактически выполнял роль нелегальной "заправки" для морских судов и был задействован в неких схемах контрабандной перевозки нефтепродуктов. Также в различных изданиях утверждается о причастности "Делфи" в 2012-2014 гг. к так называемым "схемам Курченко" по контрабандным поставкам нефти в Украину через Одесский нефтеперабатывающий завод с последующей ее перепродажей в Украине или реэкспортом.
Видео: Танкер "Делфи" тонет на пляже Дельфин в Одессе 22 ноября 2019 г.
Аварийная ситуация на судне "Делфи", стоявшем без хода на якоре в нейтральных водах неподалеку от порта Южный обострилась вечером 21 ноября. Судно сорвало с якорей и начало нести ветром и волной к берегам Одессы, где утром 22 ноября прибило кормой к берегу, затем развернуло лагом относительно береговой линии правым бортом к берегу, левым бортом в сторону открытого моря. Штормовые волны, ударяющие по всей площади левого борта, раскачали корпус и привели к тому, что танкер утратил плавучесть в результате повреждений правого борта от ударов о каменистое дно, лег на правый борт и фактически затонул. Находившихся на борту судна трех членов экипажа эвакуировали принудительно.
Так или иначе, ближайший сценарий развития событий следующий. В ГСЧС признают ситуацию с "Делфи" чрезвычайной. Это даст возможность АМПУ провести вышеупомянутый тендер быстро, не затягивая дело до осени. Либо подрядчик, либо государственные портовые структуры проведут полноценную судоподъемную операцию с привлечением мощных плавучих кранов с малой осадкой и других технических средств - в сроки до конца августа. Либо же затонувший танкер будет разрезан на месте на несколько крупных кусков, которые затем поднимут и вывезут плавучим краном.