"Скандал в благородном семействе"...
Сегодня разгорается громкий скандал вокруг не менее благородного семейства - Берлинского международного кинофестиваля (нем. Internationale Filmfestspiele Berlin), который ежегодно проводится в столице Германии с 1951 года и входит в тройку главных кинособытий Европы наряду с Каннским и Венецианским.
Любопытно, что хипиш вокруг еще не открывшегося мероприприятия начала не публика, возмущенная приглашением на кинофорум нарушившего общественную мораль артиста или режиссера, а совсем даже наоборт. Skandal подняли сами кинозвезды по поводу приглашения в качестве почетных гостей представителей правой парламентской партии "Альтернатива для Германии", молодежное крыло которой (JA) признано Кёльнским судом "определенно экстремистской" организацией.
Не буду пересказывать вам всех перепятий намечающегося гармидера, о котором вы можете в подробностях ознакомиться в прессе.
Меня привлекло иное - мы впервые (тут могу сильно ошибаться) сталкиваемся с попыткой воздействовать на государство (Берлиналле "стоит на довольствии" федеративного бюджета Германии и местного бюджета Берлина) и общество со стороны творческих работников кино (колективное письмо подписали более 200 немецких и зарубежных актеров). До этого было все наоборот - государство "давило" на творчество, вмешиваясь не только в кинопроизводство, но и в обычную жизнь его участников. Наиболее жуткие формы это приобрело в СССР и довоенной Германии. От звезд кино требовали не только определенной идеологии на экране, но и "упорядочения" их сугубо личной жизни.
Мы прекрасно помним о судьбе отлученной от кино за поддержку нацизма феноменальной Лени Рифеншталь, но почему-то забываем о тысячах немецких кинематографистах, уничтоженных в концлагерях или вынужденных бежать от преследований за пределы Германии. Вы не задавались вопросом, почему великая Марлен Дитрих в 1936 году отказалась от предложения Йозефа Геббельса платить ей за каждый снятый в Германии фильм 200 000 рейхсмарок, а также свободный выбор темы, продюсера и режиссёра? В 1937 году она снова отклонила предложения национал-социалистов и демонстративно подала документы на американское гражданство, которое получила в 1939 году. Правда, был обратный пример - чешская киноактриса Лида Баарова не только согласилась на предложение нацистов, но и провела много лет в постели с Геббельсом.
В Советском Союзе со звездами кино обходились еще менее деликатно - великого Эйнштейна и грандиозного Параджанова шантажировали их гомосексуальностью, при этом фиктивного мужа Орловой Александрова, "страдавшего" той-же слабостью, награждали оденами и званиями за преданность партии и ее вождям. Многих актеров-евреев отлучали от кино из-за их "сомнительной" национальности (Савелий Крамаров и Борис Сичкин были вынуждены эмигрировать в США), а Зоя Федорова, родившая в 1945 году дочь от американского военно-морского атташе Джексона Тейта, в 1946 году была арестована и приговорена за «шпионаж» к 25 годам лагерей с конфискацией имущества, а в 1981 году убита в своей квартире выстрелом в затылок, как утвержает легенда, из-за коллекции бриллиантов, приглянувшихся дочери генсека Брежнева Галине.
То, что сейчас творится в россии вообще "не входит ни в какие ворота", но про это вы знаете не хуже меня. Поэтому распространяться на эту тему не считаю нужным.
Удастся ли немецким кинематографистам дать достойный отпор чиновникам или конфликт интересов так и "зависнет в воздухе" - пока не понятно. Дело в том, что статус фестиваля обязывает его организаторов приглашать определенных депутатов и чиновников вне их зависимости от идеологии партий, которые они представляют. Кроме того нет никаких судебных решений, на которые можно было бы сослаться, запрещающих публичную деятельность приглашенных.
Какое отношение все это имеет к Украине?
Как ни странно, самое прямое. Мы стремимся войти в единое экономически-правовое пространство с Евросоюзом и стать полноправным его членом. В этом случае должны будем учитывать все без исключения европейские ценности, начиная от однополых браков и гей-парадов, заканчивая пока еще недостижимой свободой творчества.
Готовы ли мы к тому, что судьбу любого произведения искусства (в т.ч. фильма или спектакля), которое не нарушает действующего законодательства, решает не чиновник из отдела культуры и даже не большинство депутатов Рады, а зритель (слушатель, созерцатель)?
Готова ли власть придержащая прислушиваться к мнению людей, создающих те самые призведения искусства?
Готовы ли сами авторы учитывать не только свое "эго", но и мнение публики для которой эти произведения создаются?
Где проходит "красная черта" между творчеством, публикой и властью, которую не имеет права переступить ни одна из сторон?
На фото - лауреаты Берлинале 2010 Григорий Добрыгин, Алексей Попогребский и Сергей Пускепалис за фильм "Как я провел лето".
P.S. Надо сказать, Берлинале никогда не игнорировал фильмы по политическим мотивам, но при этом остался едва ли единственным фестивалем в мире, который не наградил Никиту Михалкова даже триппером, хотя сын "гимноплета" несколько раз мелькал на фестивале в качестве члена жюри и однажды был упомянут с экрана. В 2015 году на Берлинале был показан документальный фильм "Кино - общественное дело" об одном из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, легендарном киноведе Клеймане, в котором "мохнатый шмель" фигурировал в качестве главного инициатора увольнения Наума Ихильевича с должности директора Государственного центрального музея кино и последующего рейдерского захвата здания в центре москвы.