Убрать "Любу" из Ютуба... Но за что?

Сергей Стеблиненко  |  Суббота, 11 ноября 2023, 14:27
Мэр города Коломыя Ивано-Франковской области Богдан Станиславский потребовал от украинского телеканала ТЕТ прекратить показ ситкома "Успеть до 30". По словам мэра, его и жителей города возмутило карикатурное изображение одной из главных героинь – девушки по имени Люба, которая по сюжету приехала в Киев из Коломыи.
Убрать "Любу" из Ютуба... Но за что?

"Эта "Люба" точно не из Коломыи. Полностью разделяю возмущение коломыйчан относительно того, как в сериале "Успеть до 30" показали уроженку нашего города, которую по сценарию зовут Люба. Этот карикатурный, гротескный образ человека "из села", построенный на худших традициях изображения российской пропагандой украинцев, не соотносится с жителями Коломыи. Если авторы сериала так сильно хотели создать персонажа из Коломыи, то необходимо было бы поинтересоваться спецификой и особенностями жизни в нашем городе, которых у нас действительно много. Они не так примитивны, низкосортны и русифицированы, а самобытны и уникальны", – заявил он 10 ноября в Facebook.

Еще городской голова анонсировал официальное письмо к телеканалу и авторам сериала с требованием публично извиниться "за искажение, стереотипизацию и унижение" образа человека родом из Коломыи. "По моему мнению, сериал должен быть удален из интернет-сети и больше не транслироваться на телевидении", – добавил он.

Ему вторит обозреватель "Детектор медиа" Лена Чечина - Люба показана как "стереотипная селянка, недалекая и дикая".

"Чтобы многое не описывать – просто представьте себе типичную украинку в пропагандистском российском фильме или сериале. Саму Коломыю тоже показывают почему-то селом, хотя этот город с древней историей и достижениями в культуре, образовании и других отраслях, – подчеркнула журналистка. – Дальше – вообще трэш. Люба почему-то употребляет такие чисто русские слова, как "греча" и "йокалемене". У нее есть петух Петю. Папа ее называет "доча". Живут они, кстати, в старом деревянном доме и ходят в вышиванках".

Пожалуй, на этом прекращу "цицировать" (как говорил Жванецкий) других и попытаюсь вставить свои "пятак".

Признаюсь честно - ситкомов "отечественного разлива" не смотрю уже лет пять из-за слабого сценарного материала и постановки, не говоря об актерской игре. В свое время наша страна пережила блестящий старт в этом направлении в 90-е годы, когда с экранов телевизоров не сходили чрезвычайно добротные работы реально талантливых людей, но...

Но на рубеже 20-21 века коренным образом изменился зритель. Нет, украинцы остались такими же, как и были. Но заказчиком выступили российские телеканалы, которые выдвинули свои требования к снимаемому в Украине контенту. Это был уже иной юмор, другое качество "картинки" и, естественно, другие деньги, ради которых можно было немножко изменить самим себе. "Картинка" стала ярче, юмор - проще, а деньги...

В общем, ведущие украинские продюссеры, режиссеры, актеры и авторы начали работать на центральные каналы российского телевидения. Не буду называть конкретных имен (среди них немало моих друзей), скажу лишь то, что в середине "нулевых" с большим финансовым удовольствием сам писал незамысловатые житейские истории, учитывающие контенгент будущих зрителей. Все это "кино для домохозяек" шло в Украине "вторым экраном" после россии и постепенно вытеснило телепроизводство для украинского зрителя. Увы, мы стали привыкать к упрощенному восприятию реальности, как ее трактуют на российском телевидении. В общем, все лучшее производилось на экспорт из материала заказчика (средств российских телеканалов), а нам доставался в основном телевизионный секонд-хенд. Единственным качественным ситкомом, поставленным для украинского зрителя в 21 веке был "Слуга народа", который целиком и полностью выполнил замысел авторов - стал мощной информационной компанией для смены власти в стране.

Простите за небольшой экскурс в прошлое, но без этого будет сложно понять настоящее.

Самое время вернуться к ситкому "Успеть до 30". Вы не поверите, но заставил себя просмотреть (бегло посмотреть, если что) первую серию и в отличии от критиков ситкома пришел к несколько иному выводу.

Во-первых, это совершенно другое "кино для домохозяек", чем то, к которому мы привыкли. Мне даже показалось, что это адаптация какого-то американского контента. Причем, с прямой привязкой не к россии, а к Украине. Т.е. снимавшие фильм рассчитывали прежде всего на украинского телезрителя и это не может не радовать.

Во-вторых, фильм чрезвычайно современный, не рассчитанный на классический "совок". И это тоже не может не радовать.

Наконец, в-третьих, ощущается, что ставили его вполне профессиональные люди, ориентирущиеся на западное телевидение по качеству "картинки", темпоритму и развитию сюжета.

В общем, довольно свежий и ненавязчивый контент (увы, до настоящей комедии нынешние ситкомы не дотягивают), который можно смотреть. Тогда возникает вопрос - чем недоволен мэр Коломыи и примкнувшая к нему Лена Чечина?

Для ответа стоит вспомнить другой ситком - "Моя прекрасная няня" (адаптированная украинскими сценаристами к российскому телезрителю версия американской "Няни"). Главная героиня Вика (ее играла Анастасия Заворотнюк) по сюжету родилась в Одессе и до 15 лет прожила в Мариуполе. Как и ее мама (Любовь Полищук), она говорит с украинским акцентом, простовата и откровенна, что на фоне напыщенной московской "элиты" должно было выглядеть так, как пишет мэр Коломыи - "стереотипная селянка, недалекая и дикая". Но ничего подобного нет и близко - талантливые авторы так хорошо выписали эти образы, а актрисы настолько точно в них вписались, что не только мэры Одессы и Мариуполя, но большинство граждан Украины нисколько не обиделись за "гротескный образ человека из села".

Причина недовольства "патриотов Коломыи" кроется в неточно выписанном персонаже злополучной Любы и переигрывании этой роли актрисой. Получился этакий "твикс - сладкая парочка" - на перебор в образе лег перебор в игре. Кстати, некая "русификация" Любы и ее семьи напоминает "украинизацию" Вики и ее мамы в "Моей прекрасной няне", только с обратным эффектом. А ведь достаточно было убрать название родного города героини, а ей самой чуть снизить кипучий "сельский" темперамент, как тот же мэр Коломыи рукоплескал бы понравившейся всем "простушке".

Тем не менее, выпад мэра Коломыи и поддержавшей его журналистки точно такой же "перебор", как и сама "Люба с Ютуба" - в ошибках сценаристов и актрисы они видят политический и этический аспекты, которых там нет и близко. Это все таже "революційна доцільність", которая в 2005 году отправила на "Евровидение" художественную самодеятельность «Гринджолы», занявшую на конкурсе 24 место из 26. Если выписать образ Любы в полном соответствии со "взглядами на прекрасное" чиновника (не обязательно из Коломыи), то на это лишенное признаков реальной жизни, но крайне "правильное" существо откажется смотреть зритель по всей Украине (в том числе и в самой Коломые).

Ну, а теперь пару слов о журналистке из "Детектора медиа", которая рассматривает не художественные качества контента, а его этическую направленность. В 80-годы один мой друг (ставший впоследствии известным продюссеров) работал ведущим больших концертных программ, которые начинал весьма своеобразно - он выходил в "помятом виде", изображая пьяного, а когда зрители прекращали смеяться произносил фразу, от которой зал взрывался от апплодисментов: " Чего смеетесь - вы остальных еще не видели". Так вот, мой искренний совет Лене Чечиной - присмотритесь повнимательнее к тому, что идет в этом жанре (ситкома) на других телеканалах. Неужели это покажется вам лучше?

comments powered by HyperComments