На сцене или на паперти?

Сергей Стеблиненко  |  Понедельник, 18 октября 2021, 12:12
Адмирал Колчак, заходя с армией в очередной город, вешал объявление: "Артистов, кучеров и проституток не трогать - они одинаково нужны любой власти".
На сцене или на паперти?

Почему среди представителей "сферы обслуживания" оказались артисты?

Дело в том, что служители культа Мельпомены (покровительницы трагедии, дочери Зевс а и Мнемосины) во все времена крайне нуждались в деньгах. Лишь немногие из них "выбивались в звезды", получающие астрономические гонорары за свою работу. Подавляющее большинство перебивалось тем, что пошлет Бог, вернее, антрепренер. Да, и сами "звезды" в конце жизни часто сталкивались с жуткой бедностью - Нонна Мордюкова, Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Сергей Филиппов...

Впрочем, "звездная" бедность не идет ни в какое сравнение с кошмарной нищетой, в которой вынуждены существовать их куда менее именитые коллеги. Моя приятельница, работающая на одном из центральных телеканалов, недавно написала о бедственном положении этих людей:

- Актеры столичных репертуарных театров ходят с протянутой рукой - "снимите нас в кино, ибо жрать охота".

В советском детском фильма "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" режиссера Ролана Быкова в самую красивую девочку двора влюблены двое друзей - пятиклассников. Один из них «технарь», мастер на все руки, другой - музыкант, скрипач. Красавица проявляет благосклонность то одному, то другому… Дедушка музыканта говорит своему внуку:

- Артист должен ходить голодным! Но девочка плакать не должна!.

Как мне кажется, вторая часть этой крылатой фразы лучше всего раскрывает причины как бедственного положения артистов, так и готовности их браться за любую предложенную роль.

Время, в котором мы живем еще больше сузило "кормовую базу" артистов. Появилось разделение на "свой-чужой", хотя в заработке крайне нуждаются и те, и другие. Мы возмущаемся гастролями наших исполнителей по России, но не можем предложить им реальной альтернативы. При этом, в нашей стране достаточно тех, кто готов сменить вышиванку на косоворотку и нисколько этого не стесняется. В январе 2015 года разослал по киевским театрам свою пьесу "Теплая куртка из шести букв", а в феврале получил удивительный ответ: "Неужели вы думаете, что кто-то в Киеве будет ставить эту антисоветскую дрянь?". Речь шла вовсе не о художественных недостатках пьесы, а об ее идеологии. Между прочим, в это время на Донбассе начинались бои за Дебальцево...

Чтобы хоть как-то "переварить" полученную информацию, заинтересовался теми, кто играл в этом театре ведущие роли и опешил - почти все ведущие артисты труппы были задействованы в съемках... российских сериалов. А через год на меня случайно вышел один из них и объяснил, что люди просто боялись потерять "халтуру" в России, за которую платили куда щедрее и чаще, чем в Украине. Несколько лет спустя, когда пьесой заинтересовались в одном московском театре, прозвучал аналогичных отказ: "Антироссийскую пропаганду нам никто не разрешит ставить". Чувствуете разницу - в Киеве этого не хочет сам театр, а в России ему это сделать никто не разрешит. Как видите, наличие свободы слова не всегда приводит к положительному результату.

Но самая печальная история связана с гастролями артистов в Крыму. Курортная "карусель" по санаториям кормит их не хуже новогодних ёлок. Вот только добраться до Крыма законным путем чрезвычайно трудно - поезда не ходят, авиарейсы отменены, а мужчин до 60 лет на территорию Украины вообще не пускают. Вот и летают из Москвы в Симферополь, нарушая правила прохождения украинской границы. Конечно, отдельные артисты, имеющие достаточный "запас прочности", могут себе позволить отказаться от рандеву по ЮБК, но подавляющая масса просто не в состоянии пропустить столь выгодный ангажемент.

В этом плане существует уникальный прецедент - румынский певец украинского происхождения Петр Лещенко, пропевший войну в занятой румынами Одессе и даже ездивший на гастроли в оккупированный немцами Крым. В его репертуаре были исключительно народные и лирические песни, не имевшие к происходящему ни малейшего отношения. Тем не менее 26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности уже ставшей социалистической Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове и умер в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна 16 июля 1954 года.

Любопытно, что советская патриотка Лидия Русланова, всю войну ездившая по фронтам с аналогичным репертуаром («Златые горы», , «Светит месяц», «Валенки» и др.) после войны была обвинена в «антисоветской пропаганде» и "отхватила" 10 лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества намного раньше своего антипода Лещенко - 28 октября 1949 года.

С кино происходят не менее забавные истории. Например, за съемки в фильме "сладкой парочки" Маргариты Симоньян и Тиграна Кеосаяна "Крымский мост. Сделано с любовью" под украинские санкции угодил Юрий Стоянов, потеряв возможность наведываться в родную Одессу. В то же время другой актер (киевлянин Дмитрий Усов) снявшийся в не менее антиукраинском фильме «Матч» (кстати, в достаточно приличной компании с Сергеем Безруковым, Елизаветой Боярской и нашим Остапом Ступкой) сегодня играет роль Остапа Бендера на сцене одного из одесских театров, в который закрыт доступ одессита Стоянова. В качестве оправдания Дмитрия и Остапа может служить год выхода фильма - 2012, когда ни о какой войне с восточным соседом мы даже не догадывались. Увы, Стоянов снимался в 2018 году, когда "горшки" между нашими странами уже были побиты.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что "проштрафившихся" перед украинским государством артистов необходимо каким-то образом наказывать. Вот только делать это нужно в отношении всех без исключения, а не только избранных, параллельно предлагая хоть какую-то альтернативу, чтобы потеря "крымских" заработков не лишала семьи гастролеров куска хлеба.

Антон Павлович Чехов в рассказе "Жены артистов" (1880 г.) писал:

"Пошагав немного и подумав, он почувствовал сильнейшее желание во что бы то ни стало убедить себя в том, что голод есть малодушие, что человек создан для борьбы с природой, что не единым хлебом сыт будет человек, что тот не артист, кто не голоден, и т. д."

Как видите, вопрос достаточно сложен и неоднозначен. Проблема реально существует, но как ее решить никто не знает...

Ну, и как всегда старый анекдот "в тему".

Конец декабря. Лежит на полуразваленном диване в квартире с ободранными обоями голодный актер. Жена ушла, работы нет, денег нет. Раздается телефонный звонок:

- Вас беспокоят по поводу съемок. Мы вам предлагаем сняться в Голливуде, у Спилберга. Роль, правда, не главная, главную Шварценеггер играет, но тоже серьезная. Тысячу долларов не предложим, но на восемьсот в день можете рассчитывать. Вас это устроит?

- А когда съемки?

- С 25 декабря по 10 января.

- Ну-у нет... Я не могу. У меня ёлки...

comments powered by HyperComments