А судьи кто?
Общественный совет при Миинкультуры в сентябре обсудит репертуар театров в части его соответствия нацбезопасности, сообщил председатель совета Михаил Лермонтов.
"К нам обратилась группа товарищей о проблемах с репертуарной политикой театров, и мы решили, что эту тему надо поставить на общественное обсуждение, провести общественный совет по вопросу репертуаров театров в части соответствия их недавно утвержденной президентом стратегии национальной безопасности", - сказал он.
Стоит уточнить, что Михаил Юрьевич Лермонтов - полный тезка великого поэта, написавшего самое точное и верное стихотворение о России:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Увы, нынешнего Лермонтова ничего, кроме родословной с его полным тезкой не связывает - обычный "окультуренный" персонаж, умело использующий имя своего великого родственника и получающий за это неплохие дивиденды.
По словам Лермонтова, оно пройдет с участием представителей театров, общественности, Минкультуры.
"У нас есть предметный вопрос - соответствие государственной политике того, что делают наши деятели культуры, причем на деньги государства", - подчеркнул Лермонтов.
Среди тех, кто обратился в совет, - писатель и общественный деятель Святослав Рыбас. В конце июля он опубликовал статью в "Литературной газете" о том, что в российских театрах постановки не соответствуют национальной идее, которая отражена в Стратегии национальной безопасности, утвержденной президентским указом от 2 июля 2021 года.
Вот тут стоит остановится - о какой национальной идее России может идти речь, если она отсутствует до сих пор. Сразу хочу успокоить потенциальных оппонентов - провозглашенный Путиным патриотизм (политический принцип, содержанием которого является преданность Родине и готовность к любым жертвам ради неё) не может быть национальной идеей априори, ибо лишен сугубо российских национальных черт.
Рыбас напомнил о скандале 2015 года, когда экс-директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина обвинили в оскорблении чувств верующих и эпизод с учебниками истории, где "свобода трактовок в духе вездесущего Сороса закончилась лишь после того, как в одном из них появились выпады в адрес российского президента".
И снова задержимся...
Дело в том, что оскорбление чувств верующих в светской стране, имеющей много различных конфессий, слишком растяжимо. Христиане отрицают многоженство, мусульмане никогда не будут пить церковный кагор, а иудеи есть свинину. Оскорбление чувств верующих - это субботники для евреев, воскресники для православных и работа по пятницам для мусульман.
Самое время вспомнить, что написал писатель Рибас: «Столыпин», «Сталин», «Генерал Кутепов», «Громыко», «Василий Шульгин. Судьба русского националиста», а также других изданий: «Сталин. Судьба и стратегия» (в 2 т., совместно в Екатериной Рыбас), «Сто лет внутренних войн. Краткий курс истории России XX века для высшего управленческого персонала», «Московские против питерских. „Ленинградское дело“ Сталина», романов о Гражданской войне, пьес «Переворот» о заговоре против Николая Второго, «Сталин, МХАТ, Булгаков», «У премьер-министра мало друзей (Столыпин)». Как вы думаете, что в голове у этого "сеятеля" вечно разумного?
Но читаем дальше...
По оценке писателя, постановка Грэма Вика оперы Прокофьева "Война и мир" в Мариинке искажает персонажей Толстого и представляет Наташу Ростову проституткой. Он отметил искажение сюжета в "Анне Карениной" Джона Ноймайера в Большом театре, где Каренин стал кандидатом в президенты, а "от Толстого и пылинки не осталось". Мушкетеры в постановке Константина Богомолова в МХТ имени Чехова, по его словам "обитают в современной России" и "просто купаются во всепобеждающей пошлости". На этом фоне скандал с участием Ольги Бузовой в постановке "Чудесный грузин" в МХАТе имени Горького Рыбас сравнивает с отвлекающим маневром.
Ну, а теперь вишенка на тортике!
Рибас призвал защитить русскую классику и национальную идею "решительно и бесповоротно, как сделали в отношении истории Победы".
Вы что-то поняли? Я - нет.
Какое отношение к этому бреду имеет национальная идея России "Православие. Самодержавие. Народность"?
- Причем тут это? - вот-вот раздастся шепоток за спиной.
Да притом, что другой национальной идеи в России никогда не было, нет и едва ли будет.
Спрашивается, зачем поднимать никому не нужный патриотический ор? Подозреваю, что кому-то не терпится возродить в России институт цензоров и занять в нем наиболее денежные места. Увы, эти недотепы забыли, что цензорами были наиболее талантливые авторы, до которых нынешним никак не подняться.
Кстати, одним из самых лучших российских цензоров был великий поэт Федор Тютчев, написавший:
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г.
В общем,
А судьи кто?
– За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
(А.С.Грибоедов, "Горе от Ума")