Развал-схождение...
Нечто подобное существует и в истории взаимоотношений соседних государств - они вынуждены двигаться в будущее по дороге эволюции, взаимодействуя друг с другом, при этом не пытаясь оказывать влияние на движение соседа.
Часто встречаю риторический вопрос в Интернете:
- Когда Россия с Украиной помирится?
В ответ раздаются одни и те же ответы, в зависимости от места пребывания оппонента:
- никогда, когда отдадите Крым, когда выплатите контрибуцию, когда воскресите тысячи убитых на Донбассе украинцев и т.д.
- когда захватим Киев, когда поставим вас на колени, когда уйдете с нашей земли, когда... когда... когда...
Читая эти вполне искренние признания в нелюбви, невольно приходишь к выводу, что примирение произойдет совсем не скоро.
А теперь задумаемся - случалось ли нечто подобное во взаимоотношениях наших народов ранее и чем заканчивались подобные ссоры?
А ведь мы процесс "развала-схождения" проходили не раз.
Впервые Москва отказалась от православно-славянского братства, когда подставила спину под сапог ордынского хана на Поклонной горе. Воеводы Московского улуса наводили в соседних княжествах гораздо больший ужас, нежели ордынцы. Со временем Сарай-Бату полностью переложил ответственность за сбор дани с Киева и его окрестностей на московских князей. Ни о каком былом братстве набегавшие из Московии ханские мытари не желали даже слышать. Вот тогда и появилось на правобережье Днепра желание породниться с Западом.
Наступил полный развал прежних отношений.
С появлением Речи Посполитой появилась некая альтернатива Москве. Можно сказать, образовались сразу два мощных восточно-славянских государства долгое время соперничавших между собой - одно федеративное полу-республиканское, другое - жестко монархическое с элементами откровенно восточной тирании. В одном господствовало Магдебургское право, в другом - право сильного, т.е. государя-самодержца. Украинские города достаточно вольготно чувствовали себя под управлением польского краля. В то же время жители сельской местности и сечевая вольница начали ощущать сильное давление как со стороны высокомерных польских панов, так и католической церковью, которая ввела унию и всячески притесняла православное духовенство. И тут случилось неожиданное - вместо того, чтобы объединить Украину под скипетром выборного гетмана Богдан Хмельницкий бросился в объятия к царю Московскому.
Очень скоро горячая стадия братской любви начала проходить. Украинцы даже не заметили, как в руках "братьев" появились нагайки. Пошло "закріпачення" и вольные украинские селяне превратились в покорных крепостных, ничем не отличавшихся от битых на конюшне крестьян того самого золотоордынского улуса. Последней капле "братского порабощения" стала ликвидация Софи́ей Авгу́стой Фредери́кой А́нгальт-Це́рбстской Запорожской сечи.
Оба народа вошли в эпоху схождения.
После этого колымага государства Российского начала двигаться вперед чрезвычайно медленно, зато довольно долго. Ускорятся было чрезвычайно опасно, так как процедуру "развала-схождения" этот драндулет давно не проходил.
Так дотянули до 1917 года, когда страна стряхнула с себя старое одеяло, простите, государство и попыталась сделать качественный рывок вперед. Естественно, колеса пошли вразнос и колесо покатились сами по себе в разные стороны.
Очередной развал привел к созданию Украинской народной республики. Некоторое время Москва, к тому времени ставшая столицей развалившейся империи, пыталась "договорится". Ей это удалось - 12 июля 1918 года был подписан " Договор об условиях на время ведения мировых переговоров". Именно тогда украинцы повторили свою извечную ошибку - посчитали, что братья не ударят ножом в спину. Они тут же заключили договор с Польшей и занялись любимым делом - начали делить власть между собой. Чем это закончилось знают все - часть Украины отказалась под Польшей, а часть попала в усовершенствованный вариант Российской империи в качестве формально независимой республики.
Вот такое "схождение"...
Далее последовала 70 -летняя любовь с ДнепроГЭСом, Запорожсталью, голодомором и репрессиями. А еще была кровавая война с Германией, бегство "братьев" на Восток, оккупация, освобождение и новое закрепощение в колхозах. Все это сопровождалось смертью миллионов украинцев, русских, евреев и прочих граждан, имевших несчастье жить на этой многострадальной земле. На этот раз процесс развала-схождения длился чуть больше 3 лет и завершился вполне благопристойно - все вернулось на круги своя. Если, конечно, не обращать внимания на миллионы жертв и страшные разрушения.
Наступило некоторое затишье, закончившееся в 1991 году новым расхождением, свидетелями которого которого мы и стали.
Надо сказать, в 1991 году и русские, и украинцы, и белорусы и остальные представители "дружной семьи братских народов" ментально друг от друга почти не отличались. Разве что некоторые не ели свинину, другие пили все подряд, а третьи предпочитали алые маки Иссык-Куля.
Поначалу все думали, что ничего не случилось - выдавят из Кремля Горбачева и все снова пойдет своим чередом. Как бы не так. Начался первый этап большого разлома - производственно-технологический. Рынки сбыта и энергетики остались в России, а устаревшие средства производства не могли выпускать продукцию, способную конкурировать с даже с худшими западными образцами.
Каждый начал выживать, не обращая внимания на других. Как ни странно, но это было самое счастливое время - никому и в голову не приходило завоевывать нищую, разодранную в клочья страну лишь по одной единственной причине - кому хочется кормить миллионы уставших, истерзанных жизнью людей?
Второй этап разлома носил чисто чисто коммерческий характер. Начались "терки" вокруг поставок газа, украинских сыров и прочей торговли. Украинцы почувствовали себя обманутыми. Впрочем, сильно большого подвоха тогда не увидели - разве не бывает "разборок" между живущими по обе стороны плетня родственниками?
Окончательную точку поставил 2014 год. История аннексии Крыма для большинства граждан Украины несет не сколько материальный, сколько моральный характер. Это было воспринято, как удар ножом в спину, сделанный довольно близким человеком, которому до этого полностью доверял. Ко времени начала войны на Донбассе мы уже понимали, что он уже не братьев можно ожидать чего угодно.
Это был Рубикон, через который мы прошли и возвращаться назад никто не будет прежде всего потому, что не наши обидчики не спешат с покаянием. Они по-прежнему уверены, что если есть сила, то ни ума, ни тем более совести не надо.
Бытует мнение, что россияне и украинцы найдут общий язык, как это сделали немцы с советскими людьми. При этом забывают, что немцы ощутили на собственной шкуре всю ответственность за сотворенными ими беды. Там были и контрибуции, и позор перед всем миром, и выплаты жертвам нечеловеческих расправ.
Немцы поначалу делали вид, что не понимают, о чем идет речь. Затем пытались переводить стрелки на Гитлера. Но когда американцы начали свозить их на территорию концлагерей и заставлять голыми руками выкапывать кости замученных ими людей, то как-то сразу притихли. Куда-то исчез из их лексикона тысячелетний рейх, испарился нордический характер и даже испарилось нордическое происхождение. Пришли в себя они лишь в начале 50-х. Но это была уже совсем другая нация - девиз "Германия превыше всего" уступил место "Европейским ценностям".
Так, когда же помирятся россияне и украинцы? Думаю, ответ на этот вопрос должен дать себе каждый...