За двумя зайцами...

Сергей Стеблиненко  |  Среда, 28 августа 2019, 14:04
— Я скоропостижно хочу жениться на них. И они согласны, - именно так говорил о перспективах на будущее Свирид Петрович Голохвастый, - промотавшийся цирюльник, как метко позиционировал свой персонаж украинский драматург Михаил Петрович Старицкий. Идея этой замечательной пьесы проста как политика Украины в первые 15 лет своей независимости - за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами...

Благодаря "многовекторности" президента Кучмы страна металась с Запада на Восток, а потом обратно, напоминая человека, заскочившего в общественный сортир по большой нужде, но не сумевшего решить, в какой кабинке "приземлиться". В итоге то , что он хотел "экспортировать" из своего организма, оказалось в его собственном исподнем.

Та самая многовекторность позволяла топ-чиновникам получать взятки со всех сторон, можно сказать, на конкурсной основе - кто больше даст. Это так сильно развратило бюрократию, что коррупция окончательно победила в одной взятой ею стране.

Прошу прощения за столь длинную преамбулу, но в Украине все чаще начали говорить о той самой многовекторности. Не хочу делать рекламу авторам появившихся в прессе статей на эту тему, но сегодня прочитал пятую за неделю и понял - пора трубить тревогу.

Еще не отбившись от России, которая имела на Украину виды, мы можем угодить в новую, не менее паскудную историю - стать камнем преткновения между США, Европой и Китаем.

Что стоит за продажей Поднебесной "Мотор-Сичи"?

Существуют три модели авиадвигателей компании "Мотор Сич", при упоминании которых замирают сердца у всего китайского ВПК - это двигатель АИ-322, который уже устанавливается на учебно-боевой самолет (AJT) L-15, двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, который может использоваться в вертолетах Ми-8/17 и Ка-28/31, которые в больших количествах применяются в армии Китая. И, конечно,турбовентиляторный двигатель Д-436-148ФМ, используемый в гражданских самолетах.

6 ноября прошлого года Китай впервые показал испытательный образец истребителя 4-го поколения с векторным управлением J-10В собственного производства. У этого самолета есть одна проблема - установленный на нем двигатель WS-10A не соответствует классу самолета. Китайцы хотят поставить на него пока еще украинский Д-436.

Те же проблемы и с китайским истребителем пятого поколения J-20, на котором стоят двигатели Xian WS-15, не соответствующие классу самолета в полном объеме, а Shenyang WS-10G и Saturn AL-31F-M2, которые для него создавались, находятся в стадии разработки.

Нет двигателей и российского Су-57 (помимо отсутствия покрытия, делая самолет невидимым для радаров, устаревший двигатель является причиной остановки запуска серийного выпуска самолета, и Москва с удовольствием приобрела бы для него у Китая тот самый украинский двигатель, который из-за санкций Киева ей сегодня недоступен.

Как мне кажется, не так страшен черт, простите, китайский дракон, как его малюют.. Положительный пример - немецкий Daimler, выпускающий автомобили под брендом Mercedes-Benz. 9,69% акций которого купил Ли Шуфу — владелец холдинга Geely. Сделка обошлась ему в девять миллиардов долларов и позволила стать крупнейшим акционером компании. По словам магната, доля в Daimler нужна ему не ради дивидендов, а для того, чтобы получить доступ к технологиям в области производства электромобилей и беспилотных машин. Ли надеется, что Geely теперь сможет составить полноценную конкуренцию Tesla, Google и Uber, которые активно осваивают ту же нишу. Помимо пакета в Daimler, Geely принадлежит 100 процентов в шведской Volvo и 51 процент в британском производителе спорткаров Lotus. Другой китайский игрок — Dongfeng — с 2014 года владеет 14 процентами французской Groupe PSA (объединяет бренды Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall), а недавно создал совместное предприятие по выпуску электромобилей с Renault-Nissan. Тем же самым занят концерн BAIC (Beijing Automotive Industry Holding) — его партнером выступает Daimler. 

За последние годы активами в Европе обзавелись 670 компаний из материкового Китая и Гонконга. Около сотни из них полностью или частично принадлежат государству, и именно на их долю пришлось сразу 63 процента (162 миллиарда долларов) всех приобретений. Самые активные — China Investment Corporation (24,2 миллиарда долларов), Aluminum Corporation of China (14,1) и Silk Road Fund (10,5 миллиарда).

Лидером оказалась Великобритания — 227 сделок общей стоимостью 70 миллиардов долларов. За ней идет Германия — 225 сделок на 20 миллиардов. Остальные отстают, но не так сильно: у Франции 89 сделок на 13,5 миллиарда; у Италии — 85 на 13 миллиардов; у Нидерландов — 82 на 11,5 миллиарда.

Проблемы могут возникнуть из-за серьезной торговой войны США и Китая, сопровождающейся ускоренной модернизацией китайской армии. С одной стороны Америка является одним из самых надежных союзников в борьбе с российской агрессией. Китай-же по традиции в этом вопросе нейтрален. Но, кто знает, появись у него крупные инвестиции в Украине, не станет ли он на её сторону?

Как и рыбку сесть и не присесть на острые колющие предметы пока непонятно. Впрочем, история с покупкой 50% "Мотор-Сичи" тянется уже не первый год. Так, может, к моменту ее окончательного решения или помирятся США и Китай, или Трамп завершит второй срок своего президентства?

А вот со статейками по поводу многовекторности я бы не торопился. Чтобы быть нейтральным во всех отношениях государством, нужно иметь чрезвычайно крепкую экономику и прекрасные условия жизни населения. Может, имеет смысл сначала решить именно это и уже потом говорить о многовекторности?

Как сказал уже упомянутый в самом начале Свирид Петрович:
- Такой бриллиант — в таком навозе.

Так, может стоит продать, пока драгоценность не утратила своих замечательных качеств, тем более, что покупатели на нее находятся далеко не каждый день?

И последнее...

Украине удалось сохранить уникальный ВПК, рассчитанный на крупное экономически мощное государство, а не на банановую республику, расти в которой бананы не могут по метеоусловиям. Без крупных заказов все это наследство СССР лопнет, как мыльный пузырь. Существует лишь два пути его успешного использования - или привлечь крупных инвесторов из-за рубежа, или построить мощную экономику мирового уровня в своей стране. Только без малейших позывов на многовекторность, чтобы упавшие в исподнее "результаты" не испортили окружающий воздух..

comments powered by HyperComments