Угрожает ли Одессе война и военное положение из-за российской агрессии
Чего хотели: планы сторон
Командование ВМС Украины решило повторить успешно проведенную операцию по пополнению своей группировки на Азовском море. Если через Керченский пролив прошло даже не способное самостоятельно передвигаться вспомогательное судно "Донбасс", то, в строгом соответствии с международным правом, дело можно было повторить. В море из Одессы вышли два бронекатера - "Никополь" и "Бердянск", их сопровождали буксир "Яны Капу" и транспорт "Горловка", Таким образом, в командовании ВМСУ рассчитывали иметь на Азовском море четыре новейших бронекатера из шести, а также пару-тройку вспомогательных судов. Вместе с имеющимися там патрульными пограничными катерами, это, с одной стороны, демонстрировало решимость Украины к усилению своего присутствия в Азовском море, с другой - создавало достаточно вменяемую группировку для защиты Бердянска или Мариуполя от атаки с моря вражеских легких сил.
В свою очередь, в России хотели не допустить украинские корабли в Азовское море. Но без открытых боевых действий, "гибридными" методами вроде маневров в опасной близости, "случайных" столкновений или перегораживания Керченского пролива.
Как рассказал глава украинского Генштаба Виктор Муженко, украинское соединение вышло в море еще 23 ноября. 24-го было получено извещение от местных российских служб о закрытии Керченского пролива. Однако международный центр контроля за судоходством, находящийся в Испании, не подтвердил эту информацию - считая Керченский пролив открытым для любого судоходства. Операция продолжалась.
Россия фактически начала полномасштабную войну
Все получилось совсем не так, как хотели. Точнее - вообще не так. Никто не ожидал, что Россия, получившая "оплеуху" по своему самолюбию во время перехода "Донбасса", сделает то, что сделала. А сделала она сразу четыре вещи:
- Сторожевик ФСБ России "Дон" таранил украинский буксир "Яны Капу" в результате сознательного маневрирования его капитана или кто там стоял вместо него на мостике и распоряжался.
- Россия физически заблокировала проход по фарватеру Керченского пролива для всех без исключения судов - военных и гражданских. Прямо под судоходным пролетом поставили танкер с отключенными системами навигации. И при этом умудрились протаранить свой же новейший сторожевик "Изумруд".
- В подконтрольных СМИ и соцсетях Россия начала разгонять точку зрения о том, что Азовское море является ее "внутренним водоемом", а проход украинских кораблей Керченским проливом - это, якобы, "нарушение государственных границ России". На международное морское право и на действующие двусторонние соглашения о статусе Азовского моря и свободном судоходстве, а также на элементарную географию в России плевать хотели.
- Вечером 25 ноября военные корабли под флагом ВМФ России и ФСБ открыли огонь на поражение по украинским кораблям - уже после того, как те легли на обратный курс в сторону Одессы и вышли за пределы 12-мильной полосы прибрежных вод. От огня оба бронекатера получили повреждения, шесть военных моряков ранены, двое из них - тяжело. После этого россияне высадили воздушный десант на украинские корабли и захватили все, кроме бронекатера "Никополь". Последний был заблокирован и вынужден следовать по указанному россиянами курсу. Экипажи "Бердянска", "Яны Капу" и "Горловки" взяты в плен.
Видео, снятое с борта российского сторожевика "Дон" в момент тарана украинского буксира. Судя по тому, что слышно из уст российских военных моряков. решение таранить было совершенно сознательным. Видео опубликовано изданием "Думская".
Что же все это, черт побери, значит? Раньше российские вооруженные силы ни разу открыто, под своим флагом, не совершали актов войны против Украины. В Крыму они сначала маскировались под "зеленых человечков" без опознавательных знаков и лишь после так называемого "референдума", проходившего под дулами автоматов, открыли свое истинное лицо. На Донбассе, несмотря на все "палево", российская армия и спецслужбы маскировались за формулировками "их там нет", прикидывались "ополченцами" или "добровольцами". Но так, чтобы в открытом море, боевые корабли России атаковали боевые корабли Украины - такого за почти пять лет фактической войны еще не было.
Сравнить это можно только с некоторыми историческими моментами, которые в советской и российской историографии всегда совершенно однозначно описываются и трактуются как "вероломное" начало войны без ее официального объявления или до этого. Так, например Япония 27 июля 1894 года атаковала Китай, а 26 января 1904 года (по старому стилю) - Россию. Так утром 22 июня 1941 года Германия атаковала Советский Союз. А утром 7 декабря 1941 года - Япония нанесла удар по Перл-Харбору. Запомните последнее время и место, мы к ним еще вернемся.
Ответ Украины - военное положение?
Реакция украинского командования и власти оказалась совершенно однозначной. Сначала, пока вопрос был только в его компетенции, командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко назвал происходящее грубым нарушением международного права. Затем, после открытия огня по украинским кораблям, тон переменился - события были однозначно названы актом военной агрессии России против Украины.
ВМС Украины и части Одесского гарнизона были приведены в полную боевую готовности. Боевые корабли и катера ВМСУ вышли в море. Также по тревоге подняты и все Вооруженные силы Украины - в ответ на то, что произошло в Керченском проливе, надо быть готовыми к любому наихудшему сценарию. Одновременно президент Петр Порошенко не исключил, что возможны и наземные операции российской армии против Украины: ""К сожалению, после квалификации действий РФ, подразделений Черноморского флота, подразделений пограничной службы ФСБ РФ, квалификации как агрессии, мы не исключаем и других операций, в частности наземных, против суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины" - заявил Порошенко.
Мало того, в 22 часа 25 ноября собралось заседание Военного кабинета, а в полночь 26-го - Совета национальной безопасности и обороны Украины под председательством его главы Александра Турчинова и с участием президента Петра Порошенко. Последний поддержал решение СНБОУ о желательности введения военного положения. "Я как президент, как верховный главнокомандующий Вооруженными силами, в соответствии с Конституцией принимаю решение поддержать пропозицию военного комитета, вынести на заседание СНБО соотвествующее решение и обратиться с ним к Верховной Раде" - сказал президент.
Процедурно военное положение вводится исключительно указом президента Украины. Такой указ подлежит в двухдневный срок рассмотрению Верховной Радой, которая имеет полномочия утвердить или аннулировать указ. Внеочередное заседание Верховной Рады назначено на 16 часов 26 ноября.
Срок, на который вводится военное положение, а также его территориальный охват, на всю страну или на отдельные регионы, оговаривается в указе президента. Наиболее важные моменты, ограничивающие права и гражданские свободы граждан Украины, ограничение въезда граждан других стран. экономические и военные меры, комендантский час, цензура в СМИ и Интернете, другое - показано в инфографике. Однако, следует заметить, что каждый из 24 отдельных пунктов оговаривается в указе особо и может быть введен или отменен в любой момент.
Так, например, ограничение въезда в Украину для граждан других государств, скорее всего, будет касаться только граждан Российской Федерации. Возможность введения комендантского часа может быть рассмотрена сугубо для прилегающих к линии фронта и российской границе районов, а также к находящимся под угрозой приморским районам - например, к Одессе. Военное положение позволяет, при необходимости, провести всеобщую мобилизацию, а также облегчить механизм частичной мобилизации населения.
Срок введения военного положения в том случае, если Украина официально не находится в состоянии войны, оговорен в не более чем 60 дней. Затем военное положение должно быть или снято, или продолжено новым указом президента.
Особо стоит отметить пункты, касающиеся основополагающих прав и свобод граждан. Военное положение на всей территории страны может сместить сроки проведения выборов в центральные органы власти и в местное самоуправление, может привести к запрету деятельности политических партий и общественных организаций. Но также нельзя досрочно прекращать полномочия Верховной Рады и местных советов.
Скорее всего, военное положение, когда оно будет введено, охватит не всю территорию Украины, а наиболее угрожаемые районы. Это, прежде всего, Донецкая и Луганская области, прилегающие к побережью Черного и Азовского морей, а также к территории оккупированного Крыма Запорожскую, Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области, граничащие с Россией Харьковскую, Сумскую и Черниговскую области. Такой режим вряд ли будет предполагать полной отмены выборов, как того боятся некоторые граждане и ограничения гражданских свобод и введения цензуры.
Международный резонанс
Правительство Украины уже заявило о намерении созвать уже 26 ноября срочное заседание Совета безопасности ООН. Также Петр Порошенко проведет встречи с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Солтенбергом, а также с лидерами ведущих мировых держав. "Мы обращаемся к нашим странам-партнерам по Будапештскому меморандуму, которые брали на себя обязательства об обеспечении защиты суверенитета и территориальной целостности и независимости нашего государства. Мы обращаемся к странам Европейского Союза, в том числе и участникам Нормандского формата… для того, чтобы мы скоординировали наши действия, которые бы обеспечили защиту Украины. И обращаемся ко всей проукраинской мировой коалиции: мы должны объединить усилия" - заявил Порошенко.
НАТО уже высказало свою позицию, заключающуюся в категорическом требовании обеспечить свободный доступ к украинским портам в Азовском море. "Мы проводим детальный мониторинг событий в Азовском море и в Керченском проливе, и находимся в постоянном тесном контакте с властями Украины. Мы призываем к сдержанности и деэскалации. Мы призываем Россию обеспечить беспрепятственный доступ к украинским портам в Азовском море в соответствии с международным законодательством." - говорится в сообщении спикера НАТО Оаны Лунгеску.
С осуждением российской агрессии также выступили Польша и Румыния. Последняя при этом констатирует угрозу нарушения безопасности во всем черноморском регионе из-за агрессии России.
Следует ожидать, что международное сообщество выступит по одному из двух возможных сценариев. Первый предполагает значительное усиление санкционного режима против России, но при этом США, НАТО и Евросоюз воздержатся от прямой военной угрозы в адрес России. Во втором варианте не исключено, что России будет поставлен какой-либо ультиматум с требованием прекращения агрессии, соблюдения Минских соглашений или даже о полной очистке захваченных ею территорий Донбасса и Крыма, который будет подкреплен реальной военной угрозой. Например - переброской 6-го флота США с одним-двумя ударными авианосцами в восточную часть Средиземного моря и консолидацию в Черном море эскадры НАТО в составе флотов Турции, Румынии, Болгарии, а также двух-трех ракетных эсминцев или фрегатов США, Великобритании или Франции.
Зрада или перемога?
Внутри Украины мнения относительно событий в Керченском проливе уже полярно разделились.
С одной стороны, Россия совершенно однозначно, подчеркнем еще раз. совершила акт прямой военной агрессии против вооруженных сил Украины, причем впервые сделала это в открытую, не таясь. С другой стороны, командование ВМСУ и центральная власть, планируя операцию по передислокации бронекатеров из Одессы в Мариуполь, должны были учитывать возможность силового противодействия со стороны России. Учитывали они его, или нет - вопрос открытый, но один результат налицо.
За все время с 2014 года Россия впервые сделала то, за что в цивилизованном мире обычно наказывают быстро и больно, иногда даже военной силой - как, например, весь мир дружно наказал Ирак Саддама Хусейна, когда тот оккупировал соседний маленький Кувейт. Однако, вряд ли дело дойдет до полномасштабной войны Запада с Россией - потому что это может быть Третья мировая или в духе триллеров Тома Клэнси (если все будет происходить только с обычным вооружением), или произойдет ядерный апокалипсис. А вот новый очень жесткий виток санкций вместе с гонкой вооружений и военной угрозой очень быстро поставит Россию обратно на колени - так, как санкции Запада нанесли решающий смертельный удар по экономике СССР после его вторжения в Афганистан.
То есть, с точки зрения воздействия на Россию, получился идеальный повод для стискивания режима Путина в смертельных тисках санкционной гарроты. Впрочем, Россия могла бы избежать этого - если бы жестко соблюдала международное право. Но не смогла или не захотела.
Однако, в Украине немедленно появилась группировка, которая ради собственных политических амбиций и победы на будущих выборах, готова чуть ли не начинать восстание против центральной власти, если та введет военное положение. Они обвиняют лично Порошенко в провоцировании и эскалации ситуации в Керченском проливе ради того, чтобы под предлогом военного положения отменить выборы и остаться у власти. И тут общим фронтом уже выступили ряд народных депутатов, общественников и политиков, представляющих одновременно "Оппозиционный блок", "Наши", "Самопомощь", "Демальянс" и ряд пророссийских общественных организаций. Это выглядит примерно так же, как, например, если бы в США в декабре 1941 года кто-то предложил бы устроить импичмент президенту Франклину Рузвельту за то, что тот решил воевать с Японией и Германией после того, как Япония атаковала Перл-Харбор.
Есть ли угроза для Одессы?
Предположим, что ситуация эскалировалась до полномасштабной войны России против Украины. ВМС Украины очень сильно уступают российскому Черноморскому флоту, который имеет три новейших сторожевика "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", шесть новых подводных лодок, но фактически остался без флагмана - ракетного крейсера "Москва", нуждающегося в ремонте. Также российский флот имеет в Черном море 4-5 десантных кораблей, которые, вместе с боевыми кораблями, одновременно могут высадить на побережье десант силой до механизированной бригады или двух-трех батальонных тактических групп.
Украина может противопоставить им лишь фрегат "Сагайдачный", который не имеет дальнобойных противокорабельных и зенитных ракетных комплексов и оставшуюся в Одессе пару бронекатеров. Таким образом, в случае атаки Россией с моря украинского побережья, в том числе и Одессы, наша страна реально может противопоставить угрозе лишь береговые ракетные комплексы и силы береговой артиллерии. Ракеты, в том числе тяжелые РСЗО, могут контролировать морское пространство в радиусе примерно ста километров. А береговая артиллерия способна вести огонь на расстояние до 30 километров.
Наиболее удобные места для высадки российского десанта - пляжи в районе Каролино-Бугаза, Затоки, в Татарбунарском и Килийском районах. Эту угрозу прекрасно понимают, и поэтому войска береговой обороны дислоцируются так, чтобы в случае выхода российского флота из Севастополя в сторону Одессы, можно было буквально за час-другой уже быть на заранее подготовленных оборонительных позициях. Также понимание угрозы показано в проведении учебных десантных и противодесантных операций во время учений "Си-Бриз".
Так или иначе, но сейчас мы вынуждены ждать дальнейшего развития событий. Акт военной агрессии уже совершен. "Слетевшие с катушек" российские военные оказались способны на все. Вопрос был только в том, где именно, когда и как они "слетят с катушек".
Решение о военном положении, всеобщем или ограниченном, является, скорее всего, вынужденной мерой. Особенно с точки зрения того, что военное положение или официальное состояние войны немедленно "перекроет кран" потоку инвестиций, грантов, кредитов и прочей финансовой, политической и организационной помощи Запада Украине. Перестанут к нам ехать и туристы - только на свой страх и риск. Военное положение, таким образом, может привести к очень серьезному росту инфляции, а также к серьезным инфраструктурным и коммунальным проблемам в стране в разгар зимы и отопительного сезона. И хотя нам обещают бесперебойную работу банковской системы при военном положении, верится в это слабо.
Наиболее вероятным сценарием все же является сравнительно быстрая деэскалация ситуации с возвратом захваченных кораблей, освобождением пленных - под санкционной или даже военной угрозой Запада в адрес России. Таким образом, военное положение, если оно будет введено, продержится сравнительно недолго и не повлияет на общий ход событий, в частности - на проведение выборов.
По большому счету, нечто подобное рано или поздно должно было случиться - со всеми вытекающими последствиями.