О ситуации с "Зеленым театром" в Одессе: отставить панику
Развитие Зеленого театра
В 2014 году стоявший более 15 лет заброшенным и никому не нужным Зеленый театр начал возрождаться - его взяли в аренду структуры Андрея Ставницера и Егора Гребенникова - представителей не просто крупного бизнеса, а очень крупного бизнеса в масштабах всей Украины. Ведь возглавляемый ими частный порт "ТИС" на текущий момент является самым крупным портовым оператором в стране. Это важно для дальнейшего понимания ситуации.
Возрождение и запуск Зеленого театра как летней площадки для культурных, образовательных мероприятий и концертов делались не капитально. Арендаторы устроили легкую разборную сцену, настелили деревянное покрытие на круглую арену и лишь слегка облагородили территорию. Старые, еще "сталинских" времен трибуны для зрителей даже особо не расчищались от заполонивших их за время запустения деревьев и кустов. Вместо постоянного энергоснабжения предпочли завезти генератор, который во время работы изрядно выдавал в чистый воздух парка Шевченко свежие выхлопы. Одним словом, характер проведенных работ с самого начала создавал впечатление их временности, дешевизны - так, как жилец просто меняет лампочки в съемной квартире, но не лезет ремонтировать искрящую проводку.
До текущего момента Зеленый театр достиг достаточно большого успеха. И это естественно, так как сконцентрированные в одном месте непопсовые и, изредка, попсовые концерты, выступления творческих людей, выставки, конкурсы, фестивали, лекции вместе с небольшим фуд-кортом не могли не привлечь одесситов. Тем более, что существенная часть мероприятий была бесплатной или же цена билета была достаточно вменяемой и посильной.
Считаем деньги
Судя по словам основателей проекта Зеленого театра, он изначально был убыточным и дотировался в размере примерно чуть более миллиона гривен в год. Из этого, отмечает Егор Гребенников, до марта 2017 года ежемесячно оплачивалась компенсация собственнику земли по оплате за землю в 40 тысяч гривен, оплата ему же за хозяйственные расходы в 35 тысяч. Также, с мая по октябрь, ежемесячно тратилось около 50 тысяч гривен на работу дизель-генератора или от 75 до 125 тыс. гривен ежемесячно. То есть, за 12 месяцев расходы составляли 1,2 миллиона гривен. Также тратились деньги на зарплату персоналу. Сборы от платных мероприятий компенсировали расходы лишь отчасти.
С марта 2017 года расходы по оплате за землю возросли до 170 тысяч гривен - по словам Егора Гребенникова, стоимость оплаты за землю увеличилась после официального принятия городским советом Зонинга - документа, уточняющего Генплан и регулирующего параметры застройки Одессы в каждом конкретном месте. Таким образом, с марта ежемесячные расходы можно экстраполировать так: 170 тысяч оплаты за землю, 35 тысяч оплаты за хозяйственные расходы, с мая по октябрь 50 тысяч за генератор + зарплата персонала, что дает не менее 255 тысяч гривен в месяц в летний сезон и 205 тысяч в "несезон", когда театр закрыт и не функционирует.
Закрытие
После того, как в сентябре 2017 года у земельного участка сменился собственник, договор аренды продлевать не стали. Со слов Егора Гребенникова, новые собственники, видя публичный успех проекта Зеленого театра, решили, дополнительно к оплате за землю и компенсации хозяйственных расходов, существенно поднять арендную плату. Гребенников не озвучил сумму конкретных требований, но ясно одно - стороны не договорились, и проект решили закрыть.
А теперь мы вернемся к тому, что основатели частного порта "ТИС" Андрей Ставницер и Егор Гребенников - представители очень крупного бизнеса. То есть, увеличение расходов на содержание Зеленого театра примерно вдвое оказалось для очень крупного бизнеса непосильным настолько, что суперпопулярный проект закрывается.
При этом, имея с 2014 года действующие договоры аренды, Зеленый театр не смог подключить себе нормальное снабжение электричеством, что обошлось бы, согласно тарифам "Одессаоблэнерго", в сумму менее 100 тысяч гривен и пару месяцев срока для работ по подключению. Сомневаюсь, что энергетики стали бы требовать огромных взяток или мешать проекту одного из своих самых крупных клиентов.
Сам Гребенников открыто назвал причиной закрытия "палки в колесах" от горсовета, который не присваивает земельному участку кадастровый номер и, таким образом, не дает возможности снизить оплату за землю со 170 до 40 тысяч. Кроме того, Гребенников в своем посте предсказал возможность того, что с ним может случиться "статистически редкая беда" и заранее обозначил виновных в этом. Также он считает, что городские власти видят в деятельности команды Зеленого театра две цели - якобы, первому лицу в городе докладывают о возможном захвате власти или о происках всем известного застройщика родом из Сирии.
Зачем нужен Зеленый театр его основателям?
Отбросив в сторону политические инсинуации, попробуем посмотреть на работу Зеленого театра с точки зрения вопроса "Кому это выгодно?"
Поскольку проект убыточный, то он работал по нескольким сценариям:
- С надеждой на выход хотя бы на уровень самоокупаемости. Здесь не получилось. Так, судя по информации на официальном сайте Зеленого театра, последняя новость на нем вышла 26 апреля 2017 года, а афиша содержала всего 1-2 мероприятия в месяц. По сути, вся реклама и какая-либо маркетинговая активность велась только в соцсетях, что заранее исключило немалый сегмент платежеспособной аудитории, посещающей те или иные мероприятия с платным входом.
- С изначальным пониманием убыточности проекта. Когда убытки превысили все ожидания, проект попросту закрыли.
- С другими целями нефинансового характера, оправдывающими вложения средств на протяжении нескольких лет. Например, для формирования лояльной основателям проекта молодежной аудитории, которую затем можно легко превратить из лояльной аудитории в электорат, столь необходимый в 2019 году или раньше.
Кому же принадлежит земля?
Все началось с того, что еще в 2001 году горсовет при мэре Руслане Боделане передал Зеленый театр, точнее земельный участок, в частную собственность ООО "Мир Аттракционов", одним из учредителей которого являлся племянник мэра Игорь Боделан. С 2005 года фирмой владеет компания "Берега", принадлежащая бывшему народному депутату и нынешнему заместителю главы областного совета Олегу Радковскому. Затем на паритетных основах совладельцем "Мира Аттракционов" становится литовская строительная компания "Ханнер".
Тандем "Ханнер"-"Берега" несколько лет назад публиковал проект возведения на месте Зеленого театра многоэтажного гостинично-концертного комплекса. Ну кому нравится высотка посреди парка? Возмущение граждан, принципиальная позиция таких уважаемых в Одессе людей, как ныне покойный Борис Литвак и экономический кризис 2008 года сыграли свою роль - стройку никто не начал, участок оказался бесперспективным для девелоперов и при первом удобном случае сдан в аренду.
С 11 сентября 2017 года, как можно увидеть из единого государственного реестра предприятий Украины, структура Радковского "Берег-групп" перестала быть одним из бенефициаров ООО "Мир Аттракционов". Его сменила кипрская фирма "Котимано инвестментс ЛТД", которая через своих владельцев Константиноса Пармаксиса и Антрулы Хатцилоци выводит, о чем пишет Думская.net, на группу компаний братьев Суркисов, которые ведут строительную деятельность и в Одессе. В частности, уже много лет пытаются достроить высотку "Морская Симфония" в Аркадии.
Несмотря на это, "Ханнер" остался среди бенефициаров "Мира Аттракционов" и до сих пор, фактически, является одним из совладельцев земли под Зеленым театром.
Как развивались события вокруг Зеленого театра в 2017 году?
Летом директор фирмы "Ханнер" Гердас Дубрицкас заявил, что его компания не планирует застройку этого участка. Мало того, он публично отметил, что подал в горсовет документы в которых просит изменить целевое назначение земельного участка, исключая из него все фразы о возможности строительства. Документы поданы, но горсовет по этому поводу молчит...
Проходившие в течении всей осени переговоры между основателями Зеленого театра и собственниками земли на данный момент завершились безрезультатно, после чего один из основателей Егор Гребенников публично попрощался и заявил о закрытии проекта.
Это немедленно вызвало шквал возмущения. Рядовые сотрудники Зеленого театра тут же достали из-под сукна старый проект многоэтажного гостинично-концертного комплекса, присовокупили к ним слова мэра Одессы о необходимости для города современного концертного комплекса и устроили панику в духе "Скоро парк Шевченко застроят высотками".
Одесситы действительно боятся двух сценариев - очень плохого и просто плохого.
Очень плохой состоит в том, что данный участок может быть застроен высоткой. Но на то он и очень плохой, чтобы не стать реальностью. Успокою - из собственных источников в городском и областном совете уже известно, что никакого строительства на территории Зеленого театра не будет. Отставить панику.
Просто плохой сценарий состоит в том, что нынешняя площадка в парке Шевченко перестанет работать в нынешнем формате культурного центра. И как раз с целью сохранить Зеленый театр как культурный центр под открытым небом одесситы и взялись за дело - создали несколько электронных петиций. Легитимны из них только те, что размещены на портале citizen.od.ua. Одна из петиций, созданная Артуром Мацегором, пока что стала и первой, преодолевшей планку в 1000 голосов и подлежащей обязательному и публичному рассмотрению мэром Одессы.
Протест против закрытия Зеленого театра сейчас не учитывает того, что пока что это юридически - всего лишь спор двух частных компаний. Но зато во всех грехах обвиняется городская власть, которая в данный момент виновата, в первую очередь, в том, что передала 16 лет назад землю в частные руки. Все это напоминает хорошо срежиссированную на основе информационного повода в виде непродления договора аренды пиар-акцию с целью сохранения аренды для нынешней команды Зеленого театра и минимизации дальнейших расходов под давлением общественного мнения.
Интересно, что до 2014 года, пока Зелёный театр представлял собой обычную "заброшу", никто из нынешних протестующих против его закрытия не возмущался - всех все устраивало.
Прогнозы и выводы
Попробую описать, что нужно Одессе и одесситам от Зеленого театра? Нужна, в первую очередь, доступная культурная площадка под открытым небом для широкого спектра мероприятий. Доступная - и с точки зрения размещения в центре города, и доступная финансово по цене билета за вход. Кто при этом собственник земли, кто арендатор, кто непосредственно работает в проекте - неважно. Важен конечный результат для конечного потребители. Однако, одесситам нужны гарантии, что данный участок ни сейчас, ни когда-нибудь потом никто не попытается застроить.
Что нужно собственнику земли? Как минимум, "отбить" расходы на приобретение. То есть - либо продать, либо застроить и потом продать, либо сдавать в аренду по коммерческим расценкам. Кстати, вариант приобретения данного земельного участка в совместную собственность уже всерьез рассматривается. Но при этом сами основатели проекта нынешнего Зеленого театра не спешат его приобретать.
Что нужно городским властям? Спокойствие и отсутствие скандалов. И тут как раз в обстановке нарастающего скандала городские власти пока что хранят молчание, хотя городской голова в присущем ему стиле вполне мог бы сорвать изрядный политический куш - решив проблему несколькими фразами.
Что делать?
Гарантией защиты Зеленого театра от возможной застройки является только муниципальная собственность на земельный участок. Надо заметить, что горсовет уже принимал один раз попытку через суд вернуть Зеленый театр - но, по итогам рассмотрения дела в судах первой, второй и третьей инстанций, тяжбу выиграло ООО "Мир Аттракционов" еще в 2014 году.
Таким образом, хотелось бы порекомендовать городскому совету и мэру лично взяться всерьез за еще один судебный процесс - по признанию незаконным решения своих предшественников о передаче Зеленого театра инвестору в лице "Мира Аттракционов". Так можно и всех собак на "папиредников" свалить, и незадачливого "инвестора" оставить невиновным, пусть и в положении жертвы. Более жесткий сценарий состоит в возвращении земли городу по факту невыполнения инвестиционных обязательств.
После чего город может сдать в аренду площадку кому угодно под размещение там летнего культурного центра, или организовать его самостоятельно - благо, подобный опыт в последнее время появляется.