Бессмысленность бытия российской элиты на одесской театральной сцене

Одесситы смогли увидеть театральную постановку по мотивам Некрасова, которая, как нельзя лучше, проиллюстрировала бессмысленность существования высшего света в России - что полтора века назад, что и сейчас. "Жениться вам надо, барин" в исполнении Марата Башарова и компании - три часа превращенного в петросянщину классика русской литературы.


Итак, зал театра Музкомедии забит. Аншлаг такой, что заняты все места, все дополнительные стульчики в проходах, а для зрителей, особо приближенных к театру, или просто обладателей толстого кошелька, устроили места в яме. Оркестровой. Это в Одессу приехал с постановкой "Жениться вам надо, барин" российский актер Марат Башаров и компания.

Пьеса поставлена по мотивам повести Некрасова "Осенняя скука". Сюжет, то есть его подобие, прост - обожравшийся за обедом барин заснул, а когда поздно вечером проснулся, то не смог себя занять. Такая ситуация уже не первый день, поэтому стандартный репертуар развлечений исчерпан,  от поместья до ближайшего городка целых семнадцать верст, на дворе метель и мороз, делать нечего. "Что делать? Господи, что делать?" - мается от скуки и бессонницы барин Сергей Сергеевич в исполнении Башарова, и измывается над своей крепостной челядью. Вот и все, дальше можно ничего не писать.

Но ведь надо же как-то занять три часа зрительского времени и актерского труда. Сергей Сергеич пытается писать стихи, но изо дня в день у него получается лишь одна и та же строфа "Что же мне делать, как ночь переспать...", рифмующаяся с "Родину-Мать". Полное дежавю и день сурка.  

Несчастные слуги уже восьмую ночь подряд не спят, но вымученно следуют все новым и новым бессмысленным указаниям барина. Они изображают цыганский хор, боевого коня, дичь на охоте, музыкантов и так далее. А когда барин решает надеть шубу - то выясняется, что ее поела моль. Моль - это фамилия крепостного повара, выписанного из революционной Франции. Пока суд да дело, челядь пытается устроить бунт, бессмысленный и беспощадный, под красным флагом - но революционный накал испаряется под влиянием воплей барина, алкогольного  дурмана дворника Антипа и всеобщего бардака на сцене.

Сам барин еще в самом начале пытается играть из себя крутого российского мачо - открывает окно, и самодовольно пытается угадать - кто же чужой ходит за окном: басурман, жид или лях? Но вся ксенофобия моментально испаряется от воя - то ли метели, то ли волков в ночи, и барин уже в темноте зовет покойную матушку на помощь.

В конце концов слуги безуспешно уговаривают Сергея Сергеича то заняться чем-то полезным, то почитать книгу (а книг в барской усадьбе множество), а затем убаюкивают его и укладывают спать. Как родители, умаявшись, укладывают спать перевозбудившегося ребенка, который хочет кушать, играть, в туалет, снова кушать и так далее - но только не спать.

Сами слуги измучены, измождены от недосыпания и откровенно радуются любым признакам того, что их барин в те или иные моменты оказывается то ли при смерти, то ли просто "вырубается". Они желают ему женитьбы - но только для того, чтобы барин издевался уже не над своей челядью, а над женой.

В итоге - три часа шуток на уровне ниже пояса, как у Петросяна или столь любимого обывательской массовкой "Камеди-клаб". Собственно, на это спектакль и рассчитан - привлечь побольше зрителей и развлечь их бессюжетной болтовней, плоскими шутками и пошлым юмором. Некрасов вертится у себя в гробу аки вентилятор.

Однако, за всем этим можно увидеть иллюстрацию того, что так называемая элита российского общества во все времена вела довольно бессмысленное существование. Обладая всеми доступными нматериальными благами (что в XIX веке, что в XXI-м), помещики тогда или "элита" сейчас лишь жрут, спят, развлекаются или маются от безделья и скуки. Необразованные и не интересующиеся повышением своего интеллектуального уровня, они мнят себя королями жизни и не ценят жизни других. Только в некрасовские времена барин мог как угодно издеваться над крепостными - и ему за это ничего не было, так и сейчас мажор сбивает на дороге простого пешехода, и ему за это то же ничего не будет.

В целом, спектакль заслуживает внимания, прежде всего, из-за плотно скрытого за массовой пародией на юмор скрытого социального смысла. Если зритель готов ради этого смотреть, как Марат Башаров в роли барина мучает своих слуг - то милости просим. Впрочем, если зритель идет "на Башарова" или ему нравится именно такой юмор - значит, спектакль нашел своего зрителя.

Автор: Александр Вельможко
Материалы по теме