Еще одно агентство подтвердило кредитный рейтинг Одессы

Вторник, 7 декабря 2021, 13:13
Высокий уровень кредитного рейтинга Одессы на уровне "uaА+" подтвердило международное агентство "ІВІ-Rating".
Еще одно агентство подтвердило кредитный рейтинг Одессы

 Не успели мы накануне написать о кредитном рейтинге Одессы от агентства "Кредит-Рейтинг", как подоспела информация о том, что такой же высокий рейтинг нашего города подтвердило и агентство "ІВІ-Rating" - на уровне "uaА+" с прогнозом о позитивном развитии.

Одновременно рейтинг Одессы по инвестиционной привлекательности определили в "invАА".

Такие уровни рейтингов отражают отличную инвестиционную привлекательность и высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на протяжении года. В настоящее время такой прогноз применяется ко всем субъектам рейтингования муниципального сектора. Он обусловлен усилением неопределенности относительно действий органов власти и хозяйствующих субъектов в случае обострения эпидемиологической ситуации в Украине и мире. Обозначение «+» указывает на промежуточную категорию рейтинга относительно основной категории.

Повышение кредитного рейтинга было обусловлено ростом показателей ликвидности местного бюджета и увеличением собственных доходов бюджета, несмотря на снижение активности предприятий, вызванного карантинными ограничениями.

Так, за I полугодие 2021 года собственные доходы бюджета Одессы увеличились на 20,6%, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По состоянию на 01.07.2021 г. соотношение объема средств на счетах общего фонда к расходам общего фонда составляло 8,69%, по специальному фонду показатель ликвидности составил 20,04% (против 4,66% и 11,09% соответственно по состоянию на 01.07.2020 г.).

Повышение рейтинга инвестиционной привлекательности было обусловлено изменениями в законодательстве, направленными на усиление операционных возможностей органов местного самоуправления при работе с инвесторами, и активностью местных властей в направлении создания благоприятных условий для развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций, что подтверждается:
• эффективной работой органов и структур города, направленных на привлечение инвестиций;
• внедрением и дальнейшим развитием интернет-платформы «ODESA 5T» для привлечения инвестиций;
• продолжением работы городских властей в направлении повышения энергоэффективности.

При обновлении рейтингов были учтены:

1. Структура экономического комплекса города и значения показателей социально-экономического развития
Одесса является экономическим центром южной части Украины и одним из крупнейших логистических центров Украины. Значительное количество действующих предприятий, статус одного из крупнейших туристических центров страны и более 1 млн человек населения обеспечивают высокий внутренний спрос на товары и услуги, а также создают хорошую основу для дальнейшего развития производственного сектора, торговли и транспортной отрасли. Также активно развивается строительство – объем сдачи в эксплуатацию жилья в расчете на 1 жителя города превышает показатель по Украине в целом: по результатам I полугодия 2021 года он составил 0,26 кв. м (против 0,12 кв. м по Украине в целом).

2. Уровень бюджетного обеспечения города и долговая нагрузка
Город Одесса характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности: объем собственных доходов бюджета в расчете на 1 жителя по результатам I полугодия 2021 года составил 4,47 тыс. грн, что выше, чем показатель по Украине в целом, который составляет 4,13 тыс. грн. Бюджет Одессы характеризуется достаточной степенью ликвидности. Профицит бюджета по результатам I полугодия 2021 года составил 59,6 млрд грн.
Одесский городской совет и коммунальные предприятия привлекают средства отечественных банков и международных учреждений, в том числе на модернизацию объектов инфраструктуры. Прямая и консолидированная долговая нагрузка Одесского городского совета умеренная (по состоянию на 01.07.2021 г. она составляла соответственно 19,64% и 27,02% от плановых собственных доходов бюджета за 2021 год). При этом сроки погашения являются распределенными по времени, что позволяет избежать пиковых нагрузок. Все обязательства обслуживаются своевременно, согласно утвержденным условиям.

3. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов
Город имеет диверсифицированную экономику и умеренную чувствительность бюджета к деятельности отдельных предприятий и отраслей: доходы в бюджет за 6 мес. 2021 года от ТОП-20 налогоплательщиков составили всего 6,98% от суммы налоговых поступлений. Несмотря на введение карантинных ограничений, собственные доходы бюджета по результатам I полугодия 2021 года увеличились на 20,6%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

4. Природно-географический потенциал и наличие материальной базы для развития бизнеса
Выгодное географическое положение и природно-климатические условия являются преимуществами развития внешнеэкономической деятельности и привлечения инвесторов. Хорошая обеспеченность заведениями здравоохранения, образования и культуры, а также наличие исторических памятников позволяют развивать туризм.
Город обладает мощным кадровым потенциалом благодаря наличию в городе многочисленных ВУЗов, учреждений профессионально-технического образования, а также научных институтов. При этом стоимость трудовых ресурсов ниже, по сравнению со столицей.
Дополнительными преимуществами является развитая инженерно-транспортная инфраструктура и усилия местных властей в направлении ее модернизации.

5. Политика городских властей, направленная на улучшение инвестиционного климата
Для обеспечения активной работы по привлечению инвестиций городскими властями созданы специальные структуры: Департамент международного сотрудничества и маркетинга, а также Департамент экономического развития в структуре исполнительного комитета городского совета. Дополнительно работает Инвестиционный совет – действующий консультативно-совещательный и экспертный орган по регулированию инвестиционной политики. Внедрена интернет-платформа ODESA 5T для привлечения инвестиций, развития городской инфраструктуры, продвижения инновационного и технологического потенциала города. В городе регулярно проводятся мероприятия, направленные на привлечение потенциальных инвесторов.

Городские власти уделяют существенное внимание развитию малого и среднего бизнеса: предпринимателям оказывается финансовая и информационная поддержка. В настоящее время в городе завершена работа над Концепцией создания и функционирования зоны приоритетного развития на полях фильтрации. Зона приоритетного развития – это ограниченная территория, обеспеченная современной инженерной и дорожной инфраструктурой и с льготными условиями ведения бизнеса для национальных и иностранных предпринимателей. Для предприятий, работающих на территории Зоны, будет производиться компенсация местных налогов (НДФЛ и единый налог) и ставок по банковским кредитам на приобретение оборудования.

В порту, на территории Карантинного мола площадью 32,5 га действует специальная (свободная) экономическая зона «Порто-Франко», предусматривающая налоговые льготы при условии реализации инвестиционного проекта на сумму не менее 1 млн долларов США.

Городские власти активно работают в направлении повышения энергоэффективности. В рамках Соглашения мэров город выполнил все обязательства, а именно: к 2020 году снизил на 25% потребление разных видов энергии. Поскольку

Соглашение действовало до 2020 года, муниципалитет, продолжая эту работу, разрабатывает «План действий по устойчивому энергетическому развитию и климату» и планирует снизить количество выбросов углекислого газа как минимум на 30% к 2030 году за счет повышения энергоэффективности и внедрения возобновляемых источников энергии.

Продолжается работа по созданию Службы энергоменеджмента и энергоэффективности на базе КП «Агентство программ развития Одессы» и внедрению системы энергоменеджмента на уровне г. Одесса.

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Одесса, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.

comments powered by HyperComments