В Одессе снова протестовали против уничтожения памятников архитектуры на Ришельевской (ВИДЕО)

Воскресенье, 23 мая 2021, 18:04
Очередная акция протеста против уничтожения двух памятников архитектуры на улице Ришельевской прошла в Одессе сегодня, 23 мая.
В Одессе снова протестовали против уничтожения памятников архитектуры на Ришельевской (ВИДЕО)

Мы долго не писали о проблеме возможного уничтожения двух памятников архитектуры в Одессе по улице Ришельевской 47 и 49. Сегодня, 23 мая, прошел очередной митинг протеста за сохранение этих двух зданий. 

Некоторые подробности в нашем видеосюжете.

Первый дом, по улице Ришельевской 47 построен в 1839 году по проекту архитектора И.С. Козлова - сначала как доходный дом генерал-майора Александра Шнеля. Затем дом оказался в собственности семьи Нолле (или Нолли) лютеранского вероисповедания - эта фамилия упоминается в документах и справочниках начиная с 1884 года или даже ранее. В частности, в 1888 году упоминается Владимир Нолле как домовладелец. Но в 1913 году собственником является уже генеральская вдова Елизавета Владимировна Шостак - дочь Владимира Нолле. А ее поверенным выступает Константин Владимирович Нолле - ее брат. В 1913 году здание перестраивают в "синематограф" (кинотеатр) под названием "Большой Ришельевский театр", причем комнаты, в которых ранее жили представители семьи Нолле сохраняют и опечатывают. Перестройка происходила по проекту архитектора Фридриха Эдуардовича Кюнера с изменением стилистики фасада в типичный для того времени стиль модерн.

В советское время профиль кинотеатра сохранили. Он был назван кинотеатром имени Короленко - с 1929 года. Кинотеатр перестал функционировать в конце 1980-х. Затем состоял на балансе организации "Кинотехпром", в последние годы - заброшен. С 1991 года числилось в списке памятников архитектуры местного значения как "Театр Ришельевский" 1913 года постройки по проекту архитекторов Е.М. Смидовича и А.С. Панпулова. В 2008 году исключено из списка памятников архитектуры. 

Соседний дом под №49 построили изначально в 1841 году - как склад упомянутого выше генерал-майора Шнеля. Возможно даже, что дом построили еще раньше - так как в некоторых источниках упоминается работающая здесь с 1829 года литография - вторая на территории современной Украины и первая в Одессе. Затем оно оказалось в собственности все той же семьи Нолле. Во второй половине 1880-х издатель и полиграфист Ефим Иванович Фесенко приобрел это складское здание у Нолле за относительно небольшую сумму и приспособил его под типографию. В 1893 году Фесенко переделал фасад в стилистику русской церковной архитектуры по проекту Л.Ф. Прокоповича. В 1905 году Фесенко получил разрешение на надстройку третьего этажа дворовых флигелей. В 1914 году было перестроено с надстройкой третьего этажа и фасадное здание - при этом сохранилась псевдорусская стилистика. 

В 1918 году в типографии Фесенко печатали деньги Украинской Народной Республики, благодаря чему оно и вошло в историю.

В советское время типография продолжала действовать. В 1923-1924 гг. тут была 3-я гостиполитография им. Троцкого Одессполиграфа. Затем, вплоть до начала 1960-х - с разными названиями "хромофотолитография". В начале 1960-х тут установили новые (на то время) печатные машины производства ГДР, которые проработали до начала XXI века, в доме была Городская типография Областного управления печати

В последние более чем 10 лет здание стоит заброшенным. В 1991 году его признали памятником архитектуры как "Типография Фесенко", построенное в 1893 г. (якобы) и как памятник истории. Но в 2008 г. исключено из списка памятников архитектуры.

В настоящее время владельцем обоих зданий является компания "Одеса-Cіті". Эта компания в 2020 году или ранее получила от городских властей и местных органов ГАСК разрешение на "реконструкцию" двух старых зданий. Согласно представленной визуализации, вместо двух старинных домов в 2-3 этажа высотой, может вырасти одно здание высотой в шесть этажей, которое визуально и стилистически будет, отчасти, повторять фасады старых домов. Также будут два подземных этажа - под паркинги для автомобилей. Здесь планируют разместить отель, жилые и коммерческие помещения. Подрядчиком назначена компания "Мартен-груп", а архитектора нового проекта, по странному стечению обстоятельств, зовут Николай Фесенко.

Интересно. что застройщик сначала хотел возвести здесь типичное современное здание со стеклянным фасадом, но после первых протестов проект был переработан в сторону "фасадизма" - сохранения стилистики старых фасадов. И не более того. 22 марта 2021 года Министерство культуры, возглавляемое Александром Ткаченко, предписало остановить все ведущиеся здесь строительные и подготовительные работы - так как как раз тогда здесь начали вывозить различный строительный мусор. При этом компания "Одеса-Cіті" через суд требовала признать предписания министерства незаконными - и после очередного рассмотрения иска добилась этого. Судья Одесского окружного административного суда Любовь Токмилова удовлетворила иск компании "Одеса-Cіті" об остановке предписания Министерства культуры о о запрете проведения строительных работ на месте исторической типографии Фесенко и соседнего Ришельевского театра по улице Ришельевской 47 и 49. 

В решении суда указано, что если не начнутся строительные работы, то застройщик, компания "Одеса-Cіті" понесет "значительные материальные траты в виде штрафных санкций и компенсаций затрат, как перед генеральным подрядчиком строительства, так и перед другими подрядными организациями". Таким образом, интересы заказчика строительства оказались гораздо выше общественных интересов и даже предписания одного из центральных органов власти в Украине.

Как итог, 23 мая около будущей стройки состоялась очередная малочисленная акция протеста, собравшая около трех десятков человек. Ее участники развесили на строительном заборе "доску позора" с портретами причастных к выдаче градостроительной документации и разрешительных документов чиновников - от депутатов горсовета и должностных лиц департамента архитектуры до мэра Одессы включительно. Также решение судьи Токмиловой демонстративно порвали, а обрывки бумаги забросили за строительный забор.

С одной стороны будущей стройки находится четырехэтажный жилой дом Нолле, построенный в 1901 г. по проекту и под надзором архитекторов М.М, Когана и Е.Н. Смидовича в стиле эклектики. С другой стороны, по адресу ул. Ришельевская 49 и Большая Арнаутская 40 находится новый арабский культурный центр, фактически - мечеть, построенный за средства крупного одесского застройщика сирийского происхождения Аднана Кивана. 

comments powered by HyperComments