Ужасы современной Одессы: руины Деволановского спуска (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Понедельник, 25 января 2021, 17:29
В дождливый январский день мы прогуляемся по Деволановскому спуску - посмотрим еще раз на развалины, на остатки старой мостовой
Ужасы современной Одессы: руины Деволановского спуска (ФОТО, ВИДЕО)

Вы не поверите, но мы таки в самом центре Одессы среди дикой разрухи. Буквально в одном квартале - находится Оперный театр и начинается Дерибасовская. Но Деволановский спуск - это настоящая клоака Одессы. Давайте прогуляемся по Деволановскому спуску от Таможенной площади до улицы Еврейской и посмотрим, что здесь происходит.

Тендер прошел в 2020 году. Выиграла его компания "Ростдорстрой" с ценой в 196 миллионов гривен - та самая компания, которая проводит ремонты на большинстве улиц нашего города.

Что будут делать за эти деньги? Во-первых, менять все подземные коммуникации, в том числе сточные канализационные коллекторы. Во-вторых, будут менять дорожное покрытие. А вот к старым зданиям и развалинам на Деволановском спуске никто даже приступать не будет - так как у этих зданий есть хозяева. 

Нетрудно заметить, что значительная часть старых зданий на Деволановском спуске представляет собой жуткие руины. Такие руины были здесь, по сути, еще в XIX веке и в начале ХХ века, когда в расположенных здесь ночлежках жил даже Максим Горький. 

Под слоем грязи - остатки старинной гранитной булыжной мостовой. Сложно поверить, но еще в конце XIX и начале ХХ века по Левашовскому, ныне Деволановскому, спуску проходила одна из линий конки, которая вела из центра города, с улицы Еврейской, в сторону порта и улицы Приморской.

Для начатого в конце 2020 года капитального ремонта уже завезли первые материалы.

Дом около Строгановского моста частично рухнул в мае 2020 года. А сам Строгановский мост - новой постройки, 1970-80-х гг. Судя по отсутствию отделки, завершить в советское время его так и не успели. Выходя из-под Строгановского моста, мы видим жуткие развалины. Еще пару десятков лет назад здесь был один из лучших ночных клубов Одессы. Ну а сейчас в этих жутких руинах обитают бомжи, наркоманы и прочие асоциальные элементы.

И это не последствия бомбардировки, а всего лишь рухнувший корпус завода. По другую сторону от него - тыльная часть современного бизнес-центра начала 2000-х.

Видите гранитную мостовую? Здесь когда-то был асфальт. Его просто смыло потоками воды после очередного сильного дождя. Теперь смывает и остатки мостовой. 

Среди всей этой разрухи есть только один островок относительного благополучия. Это недавно отреставрированный мост Коцебу по улице Бунина 1892 года постройки. Но и здесь окрестности моста подвергаются атакам вандалов и граффитистов. Строила мост фирма того самого инженера Эйфеля, который создал одноименную башню в Париже.

Чуть выше моста Коцебу в советское время гаражи были встроены прямо в склон Деволановского спуска. 

Идем дальше, к Новикову мосту. Окрестности Новикова Моста застроены современными высотными жилыми зданиями. А сам Новиков мост по улице Жуковского 1830-31 гг. постройки - старейший из сохранившихся сейчас мостов Одессы.

Деволановский спуск на квартале между Еврейской и Новиковым мостом превратился в тоннель между старыми и новыми зданиями.

Откровенной насмешкой над туристической непривлекательностью этого места является расположенный тут туристический информационный центр города Одессы.

Здесь, ближе к улице Еврейской, начинается Карантинная балка. Хотя ранее она продолжалась вплоть до улицы Базарной - но часть ее засыпали. Именно по Карантинной балке дождевая вода с почти всего центра Одессы стекает в море. 

Пространство под гаражами - это так называемый "полумост" Сикарда. С одной стороны - типичный мост, под который можно заглянуть, а с другой - моста уже нет, есть обычная городская застройка улицы Еврейской. Ну а сверху моста построили гараж. 

В целом, Деволановский спуск превратился в зону стихийного бедствия, в зону городского апокалипсиса, в зону местных сталкеров. Полуразрушенную проезжую часть окружают развалины. У большинства зданий есть хозяева - но они ведут себя как собака на сене. Здания разваливаются, рушатся, а им плевать - они предпочитают оставлять их в том виде, как есть. Те немногие старые жилые дома, которые остались по Деволановскому спуску - это, по большому счету, те же развалюхи, которые нуждаются в расселении и замене на что-то более современное, но не настолько высотное, как уже построили. Тем не менее, часть Деволановского спуска уже застроена высотками, которые не вписываются в Генеральный план Одессы. 

Необходимость реконструкции Деволановского спуска назрела уже очень давно. И не только благодаря разрушенным зданиям вокруг него. В полную негодность пришли все подземные коммуникации. В частности, это выражается в том, что после каждого сильного дождя коллекторы не просто переполняются, а уже разрушены. Это приводит к масштабным затоплениям на той же Таможенной площади.

Отметим и некоторую транспортную роль Деволановского спуска. После завершения капитального ремонта, и ремонта дорожного покрытия в частности, Деволановский спуск может стать важной транспортной артерией. По нему можно запустить поток автомобилей, как минимум, легковых, по направлению из центра города в сторону Таможенной площади. Это позволит разгрузить очень забитый пробками Польский спуск. Возможно, что здесь получится даже запустить движение автобусов и троллейбусов - габариты Новикова моста, с трудом, но позволяют это. 

comments powered by HyperComments