Как в Одессе застраивали поселок Котовского за последние 35 лет (ВИДЕО)
Благодаря современным технологиям, мы можем слегка "заглянуть" в прошлое нашей Одессы и увидеть, как менялся город. Один из онлайн-сервисов с космическими снимками, Google Earth Engine, позволяет прослеживать вид любой точки нашей планеты начиная с 1984 года. Снимки за каждый год, начиная с этой даты, в одинаковом масштабе наглядно демонстрируют изменения местности, ландшафтов и городов. Ранее мы показывали на основе денных этого сервиса, как менялась вся Одесса за последние 35 лет, а также исследовали динамику одесских лиманов - Куяльницкого и Хаджибейского, а также района Пересыпи. Сейчас же предлагаем проследить, как на протяжении 35 лет шла застройка поселка Котовского, а также соседних населенных пунктов Крыжановка, Лески и Фонтанка - в видеоролике о динамике развития всей Одессы за эти годы.
Поселок Котовского начал создаваться сначала как пригородный массив частного сектора еще в середине 1950-х. С 1956 года рабочим заводов Пересыпи, и не только, начали раздавать участки для индивидуального жилого строительства за Лузановкой, по оси нынешнего проспекта Добровольского. Уже к 1960 году раздали более трех с половиной тысяч участков. Затем, в 1965-1972 гг. поэтапно ввели в эксплуатацию новую линию трамвая в новый район, которую затем продлили до загородной промзоны вокруг завода "Центролит". Одновременно, в 1972 г. демонтировали линию трамвая, которая шла от Лузановки до села Крыжановка.
Многоквартирная застройка поселка Котовского началась с 1965 года. Первоначально это были типичные "хрущевки", уже освоенные одесскими строителями. С 1968 года началось строительство 9-этажных домов. Сначала их строили из железобетонных панелей, привезенных из других городов, затем их производство освоили и в Одессе. Уже в 1970 году на поселке Котовского жило около 30 тысяч человек, а к 1980-му население достигло 100 тысяч человек.
Первоначальная застройка шла вдоль проспекта Добровольского, ставшего основной магистралью района. Этому есть объяснение - так как именно по проспекту Добровольского ходил трамвай, ставший осевым магистральным транспортом. Первоначальные планы выделить поселок Котовского в отдельный город после достижения "100-тысячного" статуса не осуществились по целому ряду причин. Во-первых, рост населения Одессы за счет поселка Котовского "улучшал" статистику и делал город "миллионником" с соответствующим повышением статуса. Во-вторых, на поселке Котовского селилось множество работников предприятий, учреждений, ВУЗов и прочих заведений из разных районов Одессы. В третьих, поселок Котовского оказался связан с Одессой нормальным городским транспортом почти по прямой, в отличие от соседнего Ильичевска. В итоге, поселок Котовского остался в черте Одессы, но обрел фактический статус "города в городе" - так как он связан с остальными районами Одессы лишь одной автомагистралью, параллельно которой проходит линия трамвая.
В 80-е годы застройка поселка Котовского достигла Днепропетровской дороги. На космических снимках мы видим, как к концу 1980-х формируется сетка улиц района "за Днепродорогой", известного с 90-х гг. как "поле Чудес" и появляются первые высотки. Уже в 1990-1991 гг можно рассмотреть готовые и строящиеся многоэтажки в квадрате Днепропетровской дороги. улиц Академика Заболотного, Генерала Бочарова и Академика Сахарова. Все последующие годы этот квадратный участок все "уплотняется", в нем появляется еще одна улица - Высоцкого. Застраивается участок от Академика Заболотного до Марсельской, затем и от Марсельской до автодороги на город Южный.
Также мы видим на космических снимках, как практически полностью оказалось застроенным все морское побережье от Крыжановки до Фонтанки. Рядом с существующей сельской застройкой появились новые коттеджные поселки и даже кварталы многоквартирных домов. Этот процесс идет с 2002 года, когда начинается постепенное "освоение" берега моря от Крыжановки до Фонтанки. Весь мыс Северный Одесский постепенно террасируют, а на террасах и вдоль верхней кромки берега строят коттеджи. Площадь высаженного на мысу соснового леса постепенно уменьшается. Также после 2000 года застраивается частными домами почти все пространство вдоль автодороги Одесса - Южный, причем местами строятся многоэтажные жилые дома и торговые центры.
На снимках вплоть до начала 2000-х гг. четко просматривается бывшая железнодорожная насыпь, ведущая к берегу моря в районе между селами Лески и Фонтанка - к мысу Северный Одесский.
Космический снимок за каждый год, с 1984 по 2018 - в галерее, в хронологическом порядке.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook