Как 90 лет назад Одессу посетил итальянский воздушный флот (ФОТО, ВИДЕО)

Сергей Матвеев  |  Воскресенье , 20 января 2019, 00:03
Три дня из истории нашего города, о которых мы так мало знаем. 8 - 10 июня 1929 года. Дни, когда Одессу посетила итальянская воздушная эскадрилья под командованием Итало Бальбо - вероятного "наследника" самого Муссолини.
Как 90 лет назад Одессу посетил итальянский воздушный флот (ФОТО, ВИДЕО)

Я уже писал о том, что мне попалась на глаза публикация об истории дома Папудова с отличными иллюстрациями. Меня тогда очень заинтересовали две фотографии. И это не фотографии самого дома Папудова, а фотографии Соборной площади 1929 года. С одной стороны, там можно прекрасно рассмотреть дом, в котором я живу, а с другой стороны - на фоне площади пролетают просто невероятные итальянские гидросамолеты S.55. Это один из самых известных итальянских самолётов того времени и, пожалуй, один из наиболее необычных по своему облику. Представьте себе две лодки, накрытые большим крылом, ажурные фермы, несущие хвостовое оперение, два киля и три руля поворота, авиамотор на пилоне высоко над центропланом. Смогли представить? Вот это и есть S.55.


Собор и дом Папудова в "усеченном" виде в 1929 году во время визита итальянских ВВС, фото - дядя Миша, Фейсбук-группа "Одесска, которую я помню"

Для многих людей моего и более старшего поколения история авиации как правило ограничивается историей советского периода конца 20-х - 30-х годов прошлого века с его многочисленными героическими перелетами наших пилотов. На слуху у всех фамилии известнейших летчиков того времени. Но дело в том, что советская авиация действительно героическими усилиями, но только догоняла мировую авиацию, и на слуху во всем мире были другие фамилии. И одна из них - Итало Бальбо - импозантный министр авиации Италии, полуофициальный наследник Муссолини, храбрый летчик и любимец публики довоенных лет по обеим сторонам Атлантики. Он планировал и обеспечивал целый ряд рекордно-пропагандистских мероприятий авиации Муссолини, в том числе средиземноморский перелет Де Пинедо (и сам в нем участвовал). В 1928-м Бальбо во главе группы из 14-три S.55 слетал в Лондон и обратно. На его счету перелеты в США и Южную Америку. А в июне 1929 году эскадрилья Итало Бальбо из 35 ( !!! ) итальянских летающих лодок навестила Одессу.

Советское правительство тогда разработало целую программу для итальянской делегации - 27 мая 1929 года состоялось заседание специальной комиссии по подготовке приема итальянской эскадрильи. Правительство СССР дало тогда специальное разрешение Италии на этот перелёт в составе 35 самолётов с экипажем до 100 человек, во главе с тогда ещё помощником министра авиации Италии Бальбо и начальником штаба ВВС Италии де Пинедо. Что касается протокольных аспектов, то было решено, что в день прилёта эскадрилью на границе территориальных вод встречает звено из трёх наших самолётов. Командир итальянской эскадрильи наносит визиты председателю губисполкома и начальнику гарнизона. Вечером для почетных гостей устраивается ужин, где исполняются музыкальные номера с украинскими песнями. На следующий день гостей ждали в авиашколе и на экскурсии по городу. Вечером итальянский посол Черутти устраивал ответный банкет.


Итальянские гидросамолеты в Одессе на Хаджибейском лимане. из книги воспоминаний Итало Бальбо

В перелете были задействованы 31 гидросамолет S.55, два самолета S.59bis, (в распоряжении командования), один гражданский S.55 и один CANT 22. Эсминцы «Монзанбано» и «Палестро» выполняли поддержку с моря. В экспедиции приняли участие важные политические и военные фигуры Италии – замначальника штаба воздушного флота Франческо Де Пинедо, заместитель начальника главного морского штаба адмирал Ромео Бернотти, начальник штаба внутренних войск Аттилио Теруцци, командовавший также войсками национальной безопасности (более известных как чернорубашечники).

По прибытии 8 июня в порт Одессы эскадру Бальбо встречали командовавший ВВС РККА П. И. Баранов, начальник гражданской авиации В. А. Зарзар, замначальника ВВС РККА Я. И. Алкснис, командующий ВВС Черного моря В. К. Лавров. Итальянским летчикам были оказаны воинские почести, при этом Бальбо неоднократно отмечал, что на протяжении всего визита не чувствовал какого бы то ни было дискомфорта, связанного с разницей идеологий.


Встреча итальянской делегации

Все это, безусловно, свидетельствовало о двусторонней политической важности этого перелета, что подтверждается также огромным вниманием, с которым кинооператоры и корреспонденты 11 итальянских газет освещали ход визита в Советский Союз. Если в советских газетах «Правда» и «Известия» мы встречаем довольно краткие сообщение о визите итальянской эскадры, то итальянские «Corriere della sera» и «Giornale d’Italia» обширно освещали весь ход визита.


Вид на Привокзальную площадь в Одессе, вдали Успенский собор

В ходе запланированных официальных визитов итальянская делегация во главе с Бальбо осмотрела крейсер «Червона Украина», который итальянцам показывал командир корабля Н.Н. Несвицкий (1893-1945 гг.). Итальянцам была также предоставлена возможность самостоятельно осмотреть город. В срочном порядке в Одессу тогда отправили еще не совсем готовый будущий геройский самолет АНТ-9, за штурвалом которого сидел уже тогда знаменитый Михаил Громов. Итальянцы должны были увидеть, что мы тоже не лыком шиты. Начальник штаба итальянских ВВС де Пинедо даже немного полетал на советской машине и дал самолету высокую оценку.


Мыс Большой Фонтан

Тогда в Одессе смотрели прямо друг другу прямо в глаза и пожимали руки не побоюсь этого слова создатели довоенной авиации Италии и Советского Союза - будущий Министр авиации Итало Бальбо, входивший в высшую четверку руководителей фашистской Италии и Главком авиации РККА Петр Баранов (не менее легендарная личность - один из создателей ВВС и ВДВ Красной Армии).


Итало Бальбо и генерал Петр Ионович Баранов

Так вот, об этом интереснейшем событии в истории нашего города я не нашел практически никакой информации. Я просто пытался себе представить посадку на воду 35-ти (!!!) очень немаленьких самолетов, и в моей голове не укладывалось, где же это могло происходить? И где же тогда фотографии этого неординарного события? Точно известно, что посадка и взлет тогда прошли без происшествий, значит должен был быть просто идеальный штиль - корпуса самолетов этой модели большей частью были сделаны из фанеры! Фотографий я так и не нашел, и уже буквально отчаялся, когда на глаза попались два коротких ролика с хроникой, вероятно итальянского происхождения. Там есть посадка самолетов на воду, встреча итальянцев, их выход на берег, трамвайная линия невдалеке и даже кадры пребывания итальянцев в городе. Я долго всматривался в берега, чтобы определить место посадки, предполагая, что это где-то на Фонтане, тем более где-то рядом проходила показанная в хронике линия трамвая. Но чем больше смотрел, тем больше убеждался, что это не море. Это лиман! И это точно Хаджибеевский лиман! Близко к городу, волнения практически нет, мостики у воды очень похожи на купальни известных санаториев Хаджибеевского лимана того времени - Пролетарского здоровья и Всеукраинского Крестьянского санатория им. ВУЦИК. А линия трамвая - это наш знаменитый камышовый трамвай! Значит справедливости ради нужно говорить, что сели итальянцы не в Чёрном море, а на тихую поверхность Хаджибеевского лимана, хотя это и не умоляет факта героизма и мастерства итальянских пилотов. 

[


Видео: Istituto Luce Cinecittà

Кстати, там же можно полюбоваться и на другие города по маршруту перелета, в том числе на Афины и Стамбул.


Видео: Istituto Luce Cinecittà

Я могу конечно ошибаться, слишком мало информации мне удалось найти, но мне кажется, что не мог пройти настолько незамеченным этот неординарный трехдневный эпизод в истории нашего города. Если кто-то дополнит или исправит, буду очень признателен. Не знаю как Вас, но меня поразила одновременная посадка такого количества гидропланов на воду. Но и кадры старой Одессы 1929 года пожалуй никого не оставят равнодушным. 


 

Вспоминает Георгий Зозулевич

Вот строчки из воспоминаний моего отца, посвященные этому событию:

В 20-х же годах, летом, в Одессу прилетела с визитом эскадрилья итальянских гидросамолетов. На Хаджибеевском лимане был срочно подготовлен для них гидропорт.
Командование эскадрилии – ряд высших офицеров – в ярких мундирах, в шляпах с перьями, в орденах и с прочими атрибутами, имевшими явно опереточный вид, жили в Лондонской гостинице. На бульваре возле гостиницы собирались толпы зевак, наблюдавших за их приездами и отъездами.

Этот визит внес оживление в жизнь Одессы, устраивались какие-то показательные полеты, еще какие-то мероприятия, а на бульваре по вечерам были шумные гуляния с участием итальянских летчиков.