Во что не переименовали Хаджибей или альтернативная история Одессы

Сергей Осташко  |  Воскресенье, 23 сентября 2018, 10:30
25 сентября (по новому стилю) 1789 года казаки Черноморского войска под общим командованием генерала де-Рибаса овладели турецкой крепостью Хаджибей. Журналист и КВН-щик Сергей Осташко размышляет о вариантах альтернативной истории. И этот текст, написанный еще в 1989 году, сохраняет свою актуальность и поныне.
Во что не переименовали Хаджибей или альтернативная история Одессы

Приближается славная дата. 25 сентября (по новому стилю) 1789 года казаки Черноморского войска под общим командованием генерала де Рибаса овладели турецкой крепостью Хаджибей, с чем мы вас и поздравляем!

Долгих 5 лет великая Россия не знала, что делать с таким приобретением. И только 27 мая 1794 года императрица Екатерина ІІ подписала указ об основании нового города и порта: "Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным многая пользы, повелеваем мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов...". Ну, дальше вы знаете.
Днем основания города было назначено 2 сентября, а дата, когда Хаджибей переименовали в Одессу, до сих пор остается неизвестной.


 

Как хорошо, что Хаджибей переименовали именно в Одессу

Заметим только, что эти размышления были написаны в 200-ю годовщину взятия крепости, в 1989 году, когда страна была другой, единой и неделимой и ни о какой декоммунизации речь и близко не шла.

Итак:

Как хорошо, что Хаджибей переименовали именно в Одессу.

Представьте, что было бы, если бы вдруг на берегу Черного моря в конце XVIII века появился, к примеру, еще один Санкт-Петербург. Международный скандал на всю Европу. Послы в растерянности — непонятно, куда везти верительные грамоты. Ее величеству, чтобы увидеть его светлость приходится из Петергофа почти месяц трястись на перекладных. Пушкина не успели выслать из Санкт-Петербурга в южную ссылку, а он уже снова тут.

Хотя, с другой стороны, будь Одесса Петербургом, может быть, поэт прожил бы дольше. Ну, какая, в самом деле, дуэль на Черной речке, если кругом безводная степь?

А эти бесконечные переименования? Хаджибей — Санкт-Петербург — Петербург — Петроград — Ленинград. "Одесса — колыбель революции". Ох, нивроку деточки пошли. Тьфу!

Впрочем, последнего переименования могло бы и не быть. Не верите? Ну подумайте сами, каково вождю было бы добираться в Одессу по льду из Финляндии.

А легендарный крейсер? Представляете, вдруг ни с того, ни с сего разводится Сабанеев мост и в Одессу входит "Аврора". Авроринская лестница, площадь Авроринцев, Князь Аврорин-Таврический.

Или наоборот. Что было бы, если бы на "Авроре" в канун легендарного выстрела матросиков накормили бы гнилым мясом? Куда бы они после этого выстрелили?..

Впрочем, что это я все о Петербурге и о Ленинграде. Думаете, если бы Хаджибей стал Москвой, одесситам было бы лучше? Особенно сейчас. Все по карточкам, хлеба нет, молока нет, за картошкой надо ехать на поле, за тряпками [и когда полиция "винтит" на любом митинге всех попало, даже детей - ред.] — в ту же Одессу, которая уже не Одесса, а Москва, и, значит, ехать некуда.

Нет, какие-то преимущества есть — американское посольство под боком, но с другой стороны, зачем нам эти два Верховных Совета? Как гава-арят у нас в Ма-аскве: "Шо мы с этого будем иметь?"

Хорошо, что Одесса не стала Киевом. Ну, подумайте, какая из Одессы столица Украины? И какой бы был тогда на Украине государственный язык? Представляете, из западных областей в Одессу по любому поводу съезжаются представители, под жовто-блакитными флагами пикетируют Приморский бульвар им. Т. Г. Шевченко и вместо "Ганьба" кричат "Геволт!" Что у нас своего геволта мало? [или устраивают Майдан, свергая под пушкой с пароходофрегата "Тигр" очередного дважды сидевшего президента - ред.]

Хорошо, что Хаджибей не назвали Воркутой. Представляете, как было бы трудно организовать забастовку шахтеров в городе, где никогда не было шахт?

Аналогично с Мурманском. Трудно быть базой северного флота, находясь, фактически на южном.

Обидно быть УХТОЙ. Никто толком не знает, где это, но все удивляются — ух-ты как далеко.

Не хочется, чтобы Одесса была Бердичевым. Ну вот просто не хочется и все!

И уж совсем не хочется быть каким-нибудь Степанакертом. Ну какой может быть армяно-азербайджанский конфликт, когда кругом одни евреи: и русские, и армяне и даже гагаузы.

Странно было бы быть Краснодаром. Ну, действительно, с чего бы это одесситы стали что-то дарить красным?

А одесситки, думаю, вряд ли согласились бы жить в Норильске. Посудите сами: полгода день, полгода ночь, а когда же в вечернем платье пощеголять?

Что там у нас еще осталось? Ах да, Поволжье. Это тоже не то. Конечно, можно было бы стать Нижним Новгородом, Самарой или Тверью, да боязно — а ну как опять вернутся Горький, Куйбышев или Калинин? [Одесса, это Украина, а Украина - это вам не Россия, сидящая под санкциями - ред.]

Обратимся теперь к загранице.

Хорошо, что Одессу не назвали Хайфой. Тогда одесситам некуда было бы ехать, а наоборот родственники всех стран пытались бы воссоединиться в Одессе, причем не на лето, а навсегда.

А Париж просто жалко. Ведь одесситы от переименования приобретают Эйфелеву башню, а парижане — Елисейские поля орошения.

Продолжать так можно было бы долго — городов на Земле много, а Одесса одна. И перебрав их всех, вновь возвращаемся к тому, с чего начали — все-таки хорошо, что Хаджибей переименовали в Одессу. И только в самом уголке сознания мелькнет, порой, простая, казалось бы, мысль: А может быть, вообще Хаджибей не стоило переименовывать? Ведь Константинополь немного потерял с тех пор, как стал крупнейшим городом Турции.

comments powered by HyperComments