Одесские трамвайные остановки на Фонтане: экскурсия в прошлое 100 лет назад НЕ ОТКРЫВАТЬ

Александр Вельможко  |  Четверг, 26 октября 2017, 13:47
Если прокатиться на одесском трамваев на Большой Фонтан, то можно увидеть несколько сохранившихся до наших дней каменных остановочных павильонов столетней давности, именуемых в нашем городе "бельгийскими". В очередной раз рассказываем о наиболее сохранившемся комплексе самых первых остановок одесского трамвая.

Самыми первыми сооружениями подобного рода в Одессе были деревянные остановки конки. Но те из них, которые "дожили" до электрического трамвая, закончили свое существование в период Гражданской войны - их попросту разобрали на дрова.


Деревянный навес на улице Херсонской у городской больницы, начало XX века

Свой миниатюрный вокзальчик был и у паровика "Ваньки Головатого", ходившего с 1880-х гг. на Большой Фонтан. Его конечная станция была на улице Пантелеймоновской, напротив Александровского полицейского участка (ныне пожарная часть).


Вокзал паровика, видно нынешнюю Привокзальную площадь и Тюремный замок

С 1910 года, параллельно с электрификацией почти всех линий конки в центре Одессы, строившее трамвай "Анонимное Бельгийское общество" взялось и за остановочные павильоны - чтобы привлечь пассажиров дополнительным сервисом.


Павильон на 14-й станции Фонтана, 1918 год, запечатлен редкий момент - паровик ходит вместо трамвая, фото Крикор Магникиан

Более крупные павильоны строились на конечных станциях и на загородных линиях. В центре города и на Молдаванке, в основном, строили компактные навесы-"грибы".


Чертеж "вокзального" павильона на Куликовом поле, точно такой же стоял на 16-й станции Фонтана


Конечная трамвая на Куликовом поле, 1976 год, на втором плане видно сильно перестроенное здание "вокзального" павильона, фото Ханс Орлеманс

Типовые проекты павильонов в нескольких вариациях разработал в стиле геометрического модерна известный одесский архитектор Адольф Минкус. В нескольких узловых точках соорудили так называемые "вокзальные помещения", сильно отличавшиеся друг от друга. Один из них стоял на Куликовом поле, сейчас перестроенный и превращенный в двухэтажное здание химчистки, еще один, не сохранившийся - на 16-й станции Фонтана.


16-я станция Фонтана с бельгийским "вокзалом", 1960 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс"

Одесситы чуть постарше школьного возраста помнят снесенный в 2004 году один из двух таких "вокзалов" на Греческой площади. После закрытия в 1965 году узкоколейного трамвая в центре Одессы, павильон еще 40 лет обслуживал пассажиров троллейбуса. 


"Вокзал" на Куликовом поле в 1985 году. Уже тогда здание получило второй этаж. Фото Вольфганг Шрайнер.

А последний из уцелевших "вокзалов" до сих пор является диспетчерской на конечной остановке в Херсонском сквере. На нем, кстати, сохранились переплетенные между собой буквы "О" и "Т" - дореволюционная эмблема одесского трамвая, ставшая пару лет назад современным логотипом КП "Одесгорэлектротранс".

Наиболее известные в Одессе и за ее пределами старые остановки - навесы типового проекта №6. Они стояли вдоль линии трамвая на Фонтан на 3-й, 5-й, 6-й, 8-й, 9-й, 10-й, 12-й, 13-й, 14-й и 15-й станциях. Еще два таких стояли вдоль Дачи Ковалевского и четыре навеса - вдоль улицы Долгой, на ее пересечениях с улицами Цыганской, Сиротской, у селений Дмитриевка и Дерибасовка.


Дача Ковалевского, май 1959 года: разъезд на одноколейном 19-м маршруте, на втором плане видна старая остановка у Монастыря, фото Ray Degroote

На Даче Ковалевского, на 2-й и 11-й станциях, на Чубаевке стояли увеличенные по размерам павильоны более "высокого" статуса, чем просто навесы. Их строили либо на конечных станциях, либо на остановках с большим потоком людей.

Именно вдоль линии на Фонтан, благодаря ее "дачному" и почти "загородному" расположению, уцелело больше всего старых типовых навесов. Часть из них до сих пор используется по прямому назначению, укрывая пассажиров трамвая от непогоды - на 8-й, 14-й, 15-й станциях и на Даче Ковалевского у монастыря. Два навеса - на 9-й станции и на Долгой угол Дачи Ковалевского, сданы в аренду и превратились в продуктовые магазинчики. 


Павильон на углу Долгой и Дачи Ковалевского (Амундсена) уже в 1976 году был перестроен в продмаг. Трамвай на фото - перестроенный в "тянитолкай" вагон модели МТВ-82, с 1989 по 2004 г. он был служебным, а сейчас стоит в качестве кафе на 6-й станции Фонтана. Фото - Ханс Орлеманс.

Большой павильон проекта "4А" в конце Дачи Ковалевского уцелел - но сейчас это жилой дом за глухим высоким забором, около мемориального парка 411-й береговой батареи.

Другие старые павильоны сохранились в небольшом количестве на Люстдорфской дороге у входа на 2-е Христианское кладбище и вдоль линии 20-го "камышового" трамвая по Хаджибейской дороге и на Пересыпи. Один павильон есть в Аркадии и еще один, переделанный в жилой дом - в самом конце Французского бульвара. А на улице Чернышевского, что на Воронцовке, имеется единственный уцелевший бетонный навес-"грибок" из 47 установленных по всему городу.

 

Летом 2017 года все уцелевшие павильоны на Фонтане, Люстдорфской и Хаджибейской дороге решили включить в список одесских памятников архитектуры. Как рассказал нам начальник городского управления охраны культурного наследия Андрей Шелюгин, областной координационный совет по вопросам охраны объектов культурного наследия в июле признал их "вновь выявленными" памятниками и направил пакет документов в Министерство культуры - чтобы включить их в государственный реестр памятников культурного наследия и архитектуры. По мнению собиравшего информацию и готовившего документы краеведа Дмитрия Жданова, процесс "тормозился" с осени 2016 года в областной администрации.

Но самый главный вопрос в будущем таки признанных памятниками архитектуры старинных трамвайных остановках - кто будет нести за них ответственность и следить за ними? В настоящее время все остановки общественного транспорта в Одессе переданы на баланс коммунального предприятия "Городские Дороги". Это разумный шаг, так как данное КП обслуживает всю дорожную инфраструктуру города и, вполне логично, что именно оно и должно следить за остановками вне зависимости от работающего на данной конкретной остановке вида транспорта. К сожалению, те остановки, которые стали жилыми домами, в список памятников архитектуры не попадают.

Поэтому можно с уверенностью говорить, что те остановки, что уже перешагнули столетний рубеж, ждет достойное будущее.

comments powered by HyperComments