Уроки для Одессы: мировой опыт организации пляжей в городских границах

Мария Смирнова  |  Воскресенье, 18 июня 2017, 13:10
Южный Курьер публикует анализ мирового опыта организации пляжной и прибрежной зоны в крупных городах разных стран мира, от США до Индии и Албании от одесского архитектора Марии Смирновой.
Уроки для Одессы: мировой опыт организации пляжей в городских границах

Мировая практика - свободные пляжи

В Мексике, в городе Пуэрто-Вальярта, есть широкая полоса с песком и камнем, берегозащитные сооружения. Мы видим, как застройка самого города поднимается вверх по склону. Пару лет назад дорога была проезжей частью. Но муниципальная власть пришла к выводу, что надо как-то увеличивать количество туристов, они решили отказаться от проезжей части и сделать всю набережную только пешеходной. Население города всего 200 000 человек, но туристов гораздо больше.

Панама-Сити во Флориде, США. Здесь живет всего 13 000 человек, но сюда приезжает огромное количество туристов со всего мира. Здесь также широкая береговая полоса с песком. Есть линия застройки высотными отелями и далее уже начинается обыкновенная городская застройка.

В Майами, Флорида, применен такой же принцип, как в Панама-Сити. Высотные сооружения в первой линии будут защищать кварталы от сильных ветров. То есть они думают стратегически, как развивать город и как он будет формироваться в будущем.

Бонди-бич - самый большой пляж Сиднея, Австралия. Там есть сеть гостиниц с бассейнами, наполненными океанической водой. На этом пляже действуют жесткие ограничения и правила поведения. Где заканчивается песок и начинается горная порода, можно строить прямо рядом с водой. А где песчаная территория - все должно быть открытое, общественное.

В Варне, Болгария, уже просматривается момент, связанный с коммерцией, когда отели вставляют зонтики на пляж. Но в центре города все пляжи свободные.

Это еще беднее страна, Албания, Дуррес. Есть открытые пляжи, на которых можно находится свободно и коммерческие - с зонтиками и шезлонгами.

Возникает вопрос, почему за границей есть такая возможность оставить пляж открытым, почему так происходит? Даже в Албании наблюдается такой процесс, что закон становится твердым законом и там существует неотвратимость наказания.

Берегозащитные законы существуют во всем мире и гарантируют защиту побережья от застройки

Общая черта, которая объединяет все города на побережье - принятие комплекса берегозащитного законодательства. Это смесь привычных нам водного и земельного кодексов. Графически это видно на примере штата Калифорния.

В Индии государство взяло и раззонировало земли побережья. У них есть три цветовые категории и еще две категории. Соответственно, они жестко регламентируют - где какая может быть высотность, где мы оставляем свободную территорию, где отводим ее под коммерцию.

В законе есть четко выделенные понятия береговой линии, ее границы. Можно увидеть, как на генеральном плане каждого города отмечен контур береговой линии, есть разграничение, какая ширина от уреза воды вглубь материка не застраивается и как регулируется высотность застройки.

Если подытожить все те законы, которые я видела, то береговая линия в цивилизованных странах вся является муниципальной территорией - то есть, принадлежит людям. Если речь идет о дорогой гостинице, город может разрешить взять кусочек пляжа в аренду. И то, власти будут жестко следить за тем, как съемщик будет соблюдать законы. Должен оставаться процент свободной территории, пляж должен быть чистым.

Берегозащитный закон позволяет обеспечить жесткий контроль за землей, ее никто не заберет в свою собственность. Есть система штрафов, контроль за временными сооружениями - разрешение на них выдается только на время курортного сезона.

Право собственности на пляжи вызывает споры, разрешаемые государством и муниципалитетами в пользу общественных пространств

В англоязычных странах сохранилось такое понятие, как землевладельцы - помещики, сквайры. Территория передается по наследству и может включать в себя пляжи.

Во Флориде в последние несколько лет появляется тенденция, когда городские администрации намывают песок и укреплять берег от ветровой эррозии. Соответственно, ширина береговой линии вырастает. По их законодательству дополнительная площадь считается общественной территорией. У них начались судебные тяжбы по некоторым участкам, когда собственники не хотели видеть отдыхающих напротив своих участков, а город им говорит: "ваши 100 метров никто не трогает, а теми 30-ю метрами, что мы добавили, придется поделиться".

Сейчас власть Флориды вообще пересматривает законодательство с целью избавиться от этих собственников и лишить их возможности претендовать на какие-то куски пляжа. Вся береговая линия должна стать муниципальной территорией.

Есть система демаркации береговой линии. В прошлом году Испания закончила процесс демаркации береговых территорий. Этот процесс длился у них с 1988 года. Сейчас если открыть их обновленный закон, можно увидеть, что есть территории, которые попадают под снос. Как это будет происходить - для меня пока загадка. Но они уже пришли к такому, что территорию надо освобождать, делать общественной и доступной.

Общие принципы организации прибрежных территорий

Общий принцип в мире такой: Сначала идет свободная от застройки полоса пляжа. На океаническом побережья она может быть очень широкой. 
Затем идет первая линия - высотное строительство. Дальше застройка понижается. Высокие здания становятся барьером от ветра или, не дай бог, от цунами.

Если мы говорим про горную местность, то там наоборот. На первую линию дадут малоэтажную застройку, а на возвышенности - высотную. Так открывается вид на море для максимального количества построек.

К примеру, в Португалии муниципалитет одного из городов пересмотрел местный берегозащитный закон и разрешил хозяевам вилл внизу озеленять свои террасы. Ранее это запрещалось, чтобы не закрывать деревьями вид на море из отелей. А сейчас власти решили, что отели уже поднялись, они богатые, а людям нужно дать возможность совершенствоваться, делать зеленые кровли.

* * *

Одесса относится к "горному" типу побережья - над относительно узкой полосой пляжей возвышается терраса, за ней высокий, до 30 метров и выше склон, на котором сконцентрирована городская застройка. Таким образом, в части побережья Одессы от Ланжерона до Аркадии более уместен подход с малоэтажным строительством зданий общественного назначения ближе к берегу или верхней кромке склона, и постепенным увеличением высоты вглубь города. Побережье Пересыпи и Лузановки, напротив, может быть, более уместно развивать по "американскому" принципу с высотными зданиями по первой линии. В то же время, существующая система с наличием за линией пляжей в Лузановке парка более оптимальна с рекреационной точки зрения, чем строительство на месте зеленой зоны чего-либо многоэтажного. 

comments powered by HyperComments