Фото дня: одесский трамвай на Дальних Мельницах
Продолжая начатую вчера тему одесского трамвая 30-го маршрута на улице Балковской, линия которого была ликвидирована в апреле 2008 года, мы переместимся в то место, куда трамваи сворачивали с Балковской - в старинный микрорайон Дальние Мельницы.
Фотообзор подготовлен редакцией издания "Пассажирский Транспорт".
Трамвай поворачивает с Балковской на Желябова, июль 2006 г.
Подробнее об истории Дальних Мельниц - одного из колоритнейших предместий старой Одессы - можно прочитать в небольшом краеведческом фотоочерке издания "Южный Курьер".
Улица Желябова, сочетающая в себе зелень частного сектора и советскую промзону, август 2007 г.
Линию трамвая на Дальние Мельницы построили одной из первых в Одессе, переделав из линии конки. Делалось это тогда, в 1910-1917 гг, в годы создания одесского трамвая, просто - над существующими рельсами конки (конно-железной дороги, как тогда говорили) натягивали контактную сеть - и трамвай готов.
То же место, но уже в феврале 2008 г.
С 1911 по 1935 годы линия трамвая шла к Дальним Мельницам, естественно, по улице Мельницкой. Затем - по улицам Никифорова (Желябова) и Никифорова (Радужная), заканчиваясь тупиком с разъездом для двухсторонних вагонов.
Улица Желябова, вид в сторону Балковской и будущего участка трассы "Север-Юг" к путепроводу Поездной. Июль 2006 г., когда никакой трассой там еще не пахло.
В 1935 году линию трамвая на Дальние Мельницы, также одной из первых в Одессе, перестроили на широкую колею - 1524 мм. Тогда же вместо тупика построили охватывающее несколько кварталов однопутное кольцо. Трамваи шли после Никифорова (Желябова) по улице Строганова, затем поворачивали на Никифорова (Радужную) и обратно.
Трамвай поворачивает с Желябова на Строганова - въезжая на однопутное кольцо вокруг Дальних Мельниц, февраль 2008 г.
Улица Радужная, июль 2006 г.
В 1976 году на Дальние Мельницы пошел не только трамвай №11 от вокзала, но и №30 от Пересыпского моста. Так промзону в этом районе связали с пересадочным узлом у Пересыпского моста и новыми жилыми массивами на улице Фрунзе (Балковской).
Маршрут №30 на конечной у Ивановского путепровода, июль 2006 г.
Трамвай на улице Радужной, июль 2006 г.
То же место, 2015 год
Линию трамвая здесь закрыли в 2008 году под предлогом строительства автомагистрали "Север-Юг" ради расширения улицы Балковской пожертвовали рельсами и экологически чистым транспортом. Поэтому жители Дальних Мельниц, не имеющие собственного автомобиля, вынуждены идти несколько кварталов до улицы Мельницкой, чтобы сесть в уже битком набитый троллейбус или маршрутку.
Трамвай на конечной остановке у Ивановского путепровода, март 2007 г., снято во время обрушившейся на Одессу пылевой бури
То же место, 2015 год, осталось несколько метров рельсов на повороте, 2015 г.
Сейчас от трамвая на Дальних Мельницах остались лишь воспоминания в виде сохранившихся в нескольких местах на пересечениях с проезжей частью улиц остатков рельсов.
Остатки рельсов на переезде через бывшую линию трамвая, улица Желябова, 2011 г.
Трамвай на Дальних Мельницах во время пылевой бури, март 2007 г.
Трамвай на улице Мельницкой, январь 2007 г.