"Австро-венгерские" улицы старой Одессы (ФОТО)

Во многих городах бывшей Австро-Венгрии, по примеру ее столицы Вены, линии трамвая еще на рубеже XIX-ХХ веков прокладывали по бокам от проезжей части, которая оставалась в середине улицы между рельсами. Сами пути трамвая при этом или оставались в одной плоскости с проезжей частью, либо выделялись.
До настоящего времени немало таких линий сохранилось не только в Вене, но и в других городах - в Братиславе, Загребе, Сараево и, естественно, в украинском Львове.
Улица Дорошенко, Львов
Есть созданные подобным образом линии трамвая и в Одессе, о чем рассказывает "Пассажирский Транспорт".
Так, по бокам от проезжей части проложены трамвайные пути на Французском бульваре. Сам бульвар в его нынешнем инженерно-компоновочном виде был создан к 1894 году по проекту инженера Зуева - с линиями сначала конки, а затем и трамвая по двум сторонам от самой дороги. С 2007 года одесская мэрия несколько раз предпринимала попытки провести реконструкцию - либо с ликвидацией трамвая, либо с переносом путей на совмещенное полотно в центре расширенной проезжей части. Но эти попытки наталкивались на сопротивление общественного мнения, и откладывались.
Французский бульвар, Одесса
Еще одна такая линия проходит в Одессе по улице Адмирала Лазарева на Молдаванке. Тут трамвайные пути проложены по бокам от проезжей части и выделены на тротуар.
Улица Адмирала Лазарева, Одесса
Третья линия австро-венгерского типа сохранилась в Одессе на очень коротком отрезке улицы Мечникова - именно по ней трамваи проезжают от рынка "Привоз" на улицу Лазарева. Но здесь пути проходят по крайним полосам проезжей части, в одной плоскости с ней.
Улица Мечникова, Одесса
И, наконец, до 2005 года сохранялся еще один участок такого пути - на квартале улицы Успенской от Белинского до Маразлиевской. Здесь линия трамвая была уничтожена в 2005 году в ходе комплексной реконструкции улицы и заменена на троллейбус.
Улица Чичерина (Успенская), Одесса, фото из коллекции brassl на www.odessastory.info. Видно трамвайные пути по бокам улицы около кольца у парка Шевченко, а также служебный тупик вдоль здания тогдашней школы милиции.