Урок из Кишинева для одесских транспортников: европейские кредиты на сотню новых троллейбусов (ФОТО)
Европейский банк реконструкции и развития сообщил о выделении 12-летнего гарантированного займа для Одессы на закупку 45 новых троллейбусов что составляет около 50% парка троллейбусов в городе. В предварительном проекте в Одессе планируется предоставить 50 тыс. евро до подписания договора, 350 тыс. евро – сразу после подписания. Документ уже подписали Одесский городской голова Геннадий Труханов, директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман и старший банкир ЕБРР, руководитель сектора инфраструктуры и энергетики в Украине Марк Магалецкий.
Презентация партии из первых 22-х троллейбусов БКМ-321 на главной площади Кишинёва, фото Valentin Ciribas, Regia Transport Electric Chisinau (RTEC)
Последний раз троллейбусы в Одессе были закуплены в 2009 году, когда на улицах города появились 16 низкопольных троллейбусов "Тролза" производства РФ, а так же в 2012-2013 гг. были приобретены 13 подержанных троллейбусов в Чехии. Остальной троллейбусный парк города состоит из дважды и трижды отработавших свой ресурс троллейбусов еще советского производства "ЗиУ-682" и украинских "ЮМЗ" выпуска 1990-х и начала 2000-х. "Необходимость обновления троллейбусного парка города подошла уже несколько лет назад: из 140 имеющихся троллейбусов у 100 ресурс исчерпан. На сегодняшний день сумма, необходимая для закупки 45 троллейбусов, для городского бюджета слишком велика", - ранее отмечал Геннадий Труханов.
Два белорусских троллейбуса кишиневской сборки, фото - Глеб Станиславович, www.transphoto.ru
Подобный опыт уже есть в соседней Молдове. Так, на улицах Кишинева появились троллейбусы белорусского завода "Белкоммунмаш" модели "321" (наиболее массовый низкопольный белорусский троллейбус). Также Кишинев получил один троллейбус модели "420 "Витовт", - футуристичного дизайна, с транзисторной системой управления тяговым электродвигателем переменного тока, и системой автономного хода на конденсаторных батареях (КБ). Этот пилотный проект стал по-настоящему экспериментальным. "Рогатый транспорт" ездит традиционным способом, а остальную часть пути проходить за счёт энергии аккумуляторов Стоимость "беспроводного" троллейбуса — около 4 миллионов леев, что на миллион больше, чем у обычных.
Троллейбус "БКМ-420 Витовт" в Кишиневе, фото - Глеб Станиславович, www.transphoto.ru
В рамках кредита ЕБРР Кишинев получил 102 низкопольных троллейбуса "БКМ-321", которые начали работу в апреле 2011 г., а вся партия была получена к октябрю. Общая стоимость всего проекта составила 13,7 миллиона евро по ценам 2010 года. Из них по 5 миллионов выделили в качестве кредитов Европейский Банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. 3 миллиона евро Кишинев получил в качестве гранта от Европейского Союза, и еще 700 тысяч - в качестве технической помощи. Один троллейбус обходился в 125 тысяч евро по ценам 2010 г.
Один из самых новых и самый старый троллейбусы Кишинева, фото Юрий Маллер, www.transphoto.ru
Позже, начиная с 2012 г., примария (мэрия) Кишинева организовала сборку троллейбусов модели "БКМ-321" в столице Молдовы. На данный момент собрано уже 69 троллейбусов. При этом, с учетом роста цен, новый троллейбус этой модели в Белоруссии может обойтись для молдавских транспортников в 189 тыс. евро, а собранный из машинокомплекта и с применением некоторых молдавских комплектующих - 150 тыс. евро.
Сборка самого нового на текущий момент троллейбуса в мастерских управления электротранспорта Кишинева, сентябрь 2015 г., фото - Глеб Станиславович, www.transphoto.ru
За счет средств от европейских банков и Евросоюза, Кишинев за последние 4-5 лет смог наполовину обновить свой троллейбусный парк. На осень 2015 г. из 370 троллейбусов, имеющихся в Кишиневе - 172 новых белорусских низкопольника. А троллейбусов советского и российского производства "ЗиУ" осталось 130.
Приобретение новых троллейбусов позволило Кишиневу не только обновить парк электротранспорта, но также проложить несколько новых линий, изменить маршруты, а также "переманить" пассажиров в троллейбусы.
Модернизированный с установкой системы автономного хода более старый троллейбус в аэропорту Кишинева, до которого контактная сеть не доходит, фото www.chisinau.md