Затока: как выглядит с высоты самый популярный морской курорт Украины в Одесской области (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Среда, 16 июня 2021, 13:03
Показываем с высоты птичьего полета Затоку, любуемся красивейшими пейзажами и говорим о проблемах самого популярного морского курорта Одесской области и всей Украины.
Затока: как выглядит с высоты самый популярный морской курорт Украины в Одесской области (ФОТО, ВИДЕО)

Недавно министр культуры и туризма Александр Ткаченко рассказал, что Одесская область стала самым популярным местом отдыха для украинцев. А если конкретнее - "пальму первенства" взял поселок Затока.

Это уникальное место вдоль берега Черного моря с широкими пляжами - в широком смысле, от устья речки Барабой до косы Будакского лимана, а в узком смысле - Каролино-Бугазская коса между Черным морем и Днестровским лиманом и ее окрестности. Сама коса имеет длину около 8,5 километров, еще около двух километров побережья - со стороны Бугаза.

Коса отделяет Днестровский лиман от моря. В ней имеется один довольно узкий пролив - Днестровско-Цареградское гирло, через который переброшен автомобильно-железнодорожный разводной мост (построенный в 1953-55 гг.). Ранее существовал еще  один пролив между морем и лиманом - Очаковское гирло. Оно отмечалось на картах вплоть до начала ХХ века, было мелководным и периодически заносилось песком. Окончательно этот пролив ликвидировали в 1926 году - после очередного сильного шторма его засыпали гранитом и укрепили берег. Сейчас это так называемое "узкое место" в Затоке, где ширина косы всего несколько десятков метров.

В нашем видеосюжете - полет над всей Затокой на квадрокоптере. Мы поднимаемся в воздух со стороны Бугаза, смотрим на широкие пляжи и берег в сторону Будакского лимана. Открывается масштабный вид с высоты 200 метров на сам поселок Затока и железнодорожную станцию Бугаз в тот момент, когда здесь проезжает пассажирский поезд "Черновцы - Одесса - Белгород-Днестровский". Смотрим на красивейший памятник архитектуры в стиле "арт-деко" и "стримлайна" - детский противотуберкулезный санаторий 1930-х гг. постройки, а затем "переносимся" по другую сторону пролива - и смотрим уже на пляжи в "оконечности" косы и мост. После чего перелетаем к "узкому месту", любуемся панорамами моря и Днестровского лимана, видим вдали ветровую электростанцию под Овидиополем и догоняем идущие по самому берегу моря электрички.

История современного заселения Затоки началась в первые годы XIX столетия - когда около Днестровско-Цареградского гирла после вхождения Бессарабии между Днестром и Дунаем в 1812 году в состав Российской империи, построили маяк. Со временем вокруг маяка выросло небольшое рыбацкое поселение Бугаз - в переводе с тюркских языков "залив". Так что, нынешнее название "Затока" - просто калька старого названия. Часть косы была островом и называлась "остров Каролины" - по имени одной из первых владелиц земли здесь - знаменитой Каролины Собаньской, жены крупного одесского торговца зерном польского происхождения, к которой в гости частенько наведывался Пушкин.

На рубеже XIX-XX столетий Бугаз начинает становиться курортом - здесь строят дачи, виллы и санатории. Следующий "виток" развития был уже в 1930-е годы во время румынской власти - тогдашний король Кароль II пытался сделать все побережье Бессарабии курортом европейского уровня, "черноморским Баден-Баденом". А уже начиная с 1950-х гг. Каролино-Бугазскую косу начинают постепенно застраивать ведомственными базами отдыха различных предприятий со всей Украины и Молдовы, а также раздавать под дачные участки.

Панорама Затоки с моря на высоте около 100 метров

Сейчас вся Затока тотально застроена рекреационной инфраструктурой. Причем настолько, что для размещения отдыхающих используется буквально каждый клочок земли. Архитектура всего этого больше всего соответствует меткому английскому определению "гараж-махал" - своего рода контрасту архитектурного великолепия "Тадж-Махала" ("гараж" - это все, построенное абы как и как-нибудь, а "махал" на арабском означает "постройку", "здание" и "строительство").

Централизованной канализации в Затоке нет. Поэтому неотъемлемый атрибут самого популярного морского курорта Украины - машины ассенизаторов и выходящие на поверхность канализационные трубы для подключения машины. Мало того, в государственной экологической инспекции утверждают, что более трети всех канализационных стоков попадают прямо в море без какой-либо очистки.

Еще одной проблемой Затоки является постепенное размывание берегов со стороны моря поблизости от Днестровско-Цареградского гирла. После того, как еще в 1950-60-е гг. был построен порт в Белгороде-Днестровском и создан подходной канал к нему, процессы размыва берега усилились. Море стало "забирать" песок с пляжей, "возвращая" его в подходной канал. За счет этого был разрушен пляж около противотуберкулезного санатория - настолько, что там дважды, в 1966 и 1982-83 гг. строили защитные дамбы.

А со стороны косы буквально в последние годы пляж размыло настолько, что морские волны вплотную подошли к курортным постройкам. Их владельцы своими силами пытаются укрепить берег - камнями, бетоном, строительством мини-пирсов и завозом песка.

Инфраструктурно Затока имеет неплохое сообщение с Одессой и Белгородом-Днестровским. Как раз по Каролино-Бугазской косе проходит связывающая два города автомобильная дорога, а также железная дорога. По железной дороге курсирует пассажирский поезд "Киев - Одесса - Измаил", к которому на лето добавляют поезд "Черновцы - Одесса - Белгород-Днестровский". Эти поезда останавливаются на станциях Каролино-Бугаз и Бугаз.

Также ходят пригородные электрички между Одессой и Белгородом-Днестровским - в зимний период три раза в день, летом 4-5 раз в день.

Чего действительно не хватает Затоке - так это летнего туристического морского сообщения с Одессой. 2-3 часа времени для обычного прогулочного катера или 1-2 часа для более современного скоростного катера станут как отличным развлечением для отдыхающих, своего рода "мини-круизом", так и дадут возможность альтернативного пути сообщения для туристов.

Хотя в Затоке и организованы, в виде частного бизнеса, различные морские прогулки, рыбалка в море и даже иногда ходят катера между Белгородом-Днестровским и Затокой. Не всегда это заканчивается благополучно - в октябре 2015 года во время шторма перевернулся и затонул катер "Иволга", на котором при вместимости в 15 человек было 44 человека. В результате погибло 22 человека. Также еще в 2008 году около "узкого места" штормом выбросило к берегу два сухогруза. Их затем распилили на металлолом - но на дне до сих пор остались остовы подводной части этих судов.

Курортный статус Затоки стал причиной постоянных земельных и коррупционных скандалов в поселке. Местные власти регулярно отстраняются от полномочий, уходят под суд и так далее. В 2020 году здесь были самые жесткие местные выборы - голосование проводили несколько раз, так как многочисленные нарушения не давали возможности законно избрать новый совет громады и председателя. Ради "решения вопросов" собственности того или иного земельного участка в Затоке регулярно происходят пожары. 

В итоге, курортный "высокий сезон" в Затоке длится всего два месяца - в июле и в августе. В июне отдыхающих еще сравнительно немного. А май и сентябрь - это периоды, когда количество отдыхающих минимально. Остальные семь месяцев года Затока фактически пустует. Из-за этого за короткий сезон владельцы заведений стараются максимально "отбить" расходы - в результате чего цены "взлетают до небес". И отдохнуть в 3-4-звездоном отеле в Турции или даже в 5-звездочном - в Египте, зачастую оказывается дешевле Затоки, даже с учетом стоимости авиаперелета. 

 Тем не менее, Затока имеет перспективы улучшить свой статус и сохранить при этом свою привлекательность для туристов не только со всей Украины, но и Евросоюза. Для этого нужно решить несколько задач:

- Создать и начать реализовывать единую стратегию развития курорта.

- Создать условия для круглогодичного отдыха туристов. В том числе - за счет проведения различных фестивалей весной и осенью, за счет различных конференций, ивентов и прочих мероприятий в зимний период. 

- Построить централизованную систему канализации.

- Построить единую набережную вдоль пляжа.

- Прекратить политические и криминальные "войны" за передел земли.  

- Запустить в крупных отелях систему отдыха формата "все включено" в период с мая по сентябрь - как альтернативу курортам Турции и Египта.


 

comments powered by HyperComments