Как в Одессу заходили вертолетоносцы Италии и Франции (ФОТО)
Согласно конвенции Монтрё, регламентирующей проход через проливы Босфор и Дарданеллы боевых кораблей - пребывание в проливах авианосцев запрещено. Поэтому авианосцы таких морских держав как США, Великобритания, Франция или Италия не заходят в Черное море. А пока еще существовал Советский Союз, строивший в Николаеве свои авианосцы, авианосцами их официально не называли. Все они были "тяжелыми авианесущими крейсерами" - как по описанной выше причине, чтобы формально получить разрешение на выход из Черного моря через проливы, а также по идеологическим причинам, о которых мы сейчас говорить не будем.
Соответственно, в Одессе настоящие авианосцы ни разу не появлялись. Лишь поблизости от города выводили на испытания советские авианесущие крейсера, и на рубеже ХХ и ХХI веков буксировали недостроенный авианесущий крейсер "Варяг", который затем стал первым авианосцем Китая.
Но конвенция Монтрё не запрещает заходить в Черное море боевым кораблям других классов, в том числе крейсерам и десантным кораблям. А среди них в ХХ столетии были построены и строятся сейчас "гибридные" корабли - крейсера-вертолетоносцы и десантные корабли-вертолетоносцы.
Крейсера-вертолетоносцы строились в 1960-х гг. во Франции и Италии. Это океанские многоцелевые корабли, имевшие на вооружении зенитно-ракетные комплексы дальнего и среднего радиуса действия и имевшие в кормовой части довольно большую полетную палубу, ангар и авиагруппу из 5-10 противолодочных вертолетов. Также начиная еще с 1950-х гг. строились десантные корабли-вертолетоносцы. Они внешне очень похожи на авианосец, имеют большую полетную палубу на всю длину корабля, но значительно меньше по размерам. Авиагруппа такого корабля также состоит из вертолетов (от 5 до 20 единиц), которые должны обеспечить высадку комбинированного воздушного и морского десанта на побережье.
В Одессу дважды, в сентябре 2001-го и сентябре 2003 года заходил итальянский ракетный авианесущий крейсер "Витторио Венето", который служил в составе итальянского флота с 1969 по 2006 год.
Он имел водоизмещение до 9500 тонн, длину 180 метров, из которых до трети отводилось на расположенную в корме полетную палубу. Мог развивать скорость до 30,5 узлов. Вооружение состояло из 8 противокорабельных ракет "Отомат-Тезео" с дальностью до 180 километров, зенитно-ракетного комплекса "Стандарт-SM1", 8 одиночных 76-мм орудий "ОТО-Мелара", пары 40-мм автоматических пушек и двух трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппаратов.
Авиагруппа состояла из 9 вертолетов, в основном "АВ-212".
С 1 по 6 апреля 2002 года вместе с фрегатом "Жорж Лейг" в Одессе гостил учебный крейсер-вертолетоносец ВМФ Франции "Жанна д'Арк". Он находился в строю с 1964 по 2010 год.
Это был довольно большой корабль водоизмещением 12 тысяч тонн, длиной 182 метра и способный развивать скорость до 26,5 узлов. Крейсер изначально проектировался как многофункциональный корабль, способный служить одновременно флагманом противолодочного соединения или выступать в роли десантного вертолетоносца, способного брать на борт и высаживать до батальона морской пехоты. Но в итоге он все 46 лет "проработал" учебным кораблем и участвовал в гуманитарных миссиях во время стихийных бедствий.
"Жанна д'Арк" вооружался шестью пусковыми установками противокорабельных ракет "Exoset", установленными в 1975 году. Имелось 4 100-мм универсальных артиллерийских установки, две из которых в 1990 году сняли, а также крупнокалиберными зенитными пулеметами.
Авиагруппа обычно насчитывала 12-14 вертолетов "Линкс", способных выполнять как противолодочные операции, так и высаживать десантников.
В августе 2007 года Одессу посетил итальянский десантный вертолетоносец "Сан-Джусто", введенный в строй в 1994 году.
Это совсем небольшой корабль водоизмещением чуть менее 8000 тонн и длиной 133 метра. При этом он имеет сплошную полетную палубу по всей длине - и за счет этого внешне похож на настоящий авианосец. Может развивать скорость 21 узел. Собственное вооружение очень скромное - всего 1 76-мм пушка и 2 25-мм автоматические пушки. Но зато корабль может брать на борт до 36 единиц бронетехники или колесной техники или артиллерии, до 350-400 морских пехотинцев. Ангара нет.
На полетной палубе могут находиться 3 или 5 десантных вертолетов или обеспечивать посадку и взлет от 3 до 5 истребителей вертикального взлета "Харриер" (в настоящее время выведены из эксплуатации).