Захват «Большой Московской»: кому это выгодно?

Сергей Федоренко  |  Четвер, 29 березня 2018, 17:50
Активисты праворадикальных организаций вошли в здание гостиницы «Большая Московская» на улице Дерибасовская, несмотря на ее статус частной собственности и памятника архитектуры. Зачем они это сделали и насколько опасно бывать внутри здания, реконструкция которого не завершена?
Захват «Большой Московской»: кому это выгодно?

«Открыли для одесситов»

21 марта молодые люди с внешней атрибутикой партии «Свобода» и гражданского объединения «Сокол» вошли внутрь здания гостиницы «Большая Московская», выломав двери. Вместе с ними внутри оказались и журналисты. Все происходило на глазах полиции, которая не вмешивалась в ход событий.

На здании вывесили несколько баннеров, суть которых — показать, что «Большая Московская» теперь — собственность одесситов и открыта для посещения.

С тех пор внутри здания побывало множество людей. Им хочется увидеть, как выглядит доминирующее над Дерибасовской и Горсадом здание и посмотреть на центр Одессы с высоты птичьего полета. Затем те же активисты во время одной из своих массовых акций зажгли с балконов гостиницы фаеры.

«Мы просто зашли, штурма не было. Цель акции — обратить внимание на проблему исторических памятников, которыми владеет Тарпан и которые разрушаются, как дом Руссова и Масонский дом и так далее. В конечном итоге мы хотим, чтобы «Большая Московская» была возвращена в собственность одесситов. Доступ в гостиницу будет свободным по аналогии с Летним театром» - заявил на месте событий заместитель председателя областной организации «Свободы» Константин Василец.


 

Кому принадлежит «Большая Московская»?

Здание на Дерибасовской является частной собственностью и принадлежит ООО «Мрия», которая входит в сферу влияния группы компаний «Инкор», которую, в свою очередь, считают подконтрольной строительному бизнесмену Руслану Тарпану. «Большую Московскую» компания «Инкор» реконструирует с 2007 года. Фактически, от старого памятника архитектуры в стиле «модерн» остались лишь наружные стены. Их укрепили металлоконструкциями. Все остальное — перекрытия, внутренние стены,- построили заново. Также пристроили двуэтажную мансарду с металлической крышей. А рядом с ней восстановили утраченные в советское время стеклянные шары и фигуры грифонов.

Гостиница не введена в эксплуатацию. Работы по реставрации затянулись по неизвестным, официально, причинам. Хотя значительная часть отделочных материалов, элементов вентиляции и мебели уже готова. Внутри все как на стройплощадке — голый бетон, лестницы без ограждений, торчащая всюду арматура и так далее.


Фото: Алексей Мась

Нахождение внутри может быть опасно — вероятен несчастный случай. Кроме того, полиция может рано или поздно обратить внимание на факт нарушения частной собственности.


 

Захват гостиницы - «за» и «против»

В компании «Инкор» считают, что произошел рейдерский захват, а его цель — организация провокаций. Также он подчеркивает, что будет действовать исключительно в правовых рамках.

- По замыслу заказчиков рейдерского захвата здания, часть активистов будет играть роль «титушек», якобы нанятых основателем компании «Инкор-групп» Русланом Тарпаном для освобождения здания. Ихзадача состоит в организации столкновения с активистами, находящимися в гостинице «Большая Московская», в результате которой должны появиться пострадавшие. Акция преследует создание доказательной базы для возбуждения против Руслана Тарпана еще одного уголовного дела с обвинениями в сепаратизме и в работе на страну-агрессора, а также еще раз продемонстрировать Киеву неспособность мэра Одессы Геннадия Труханова обеспечить общественное спокойствие в городе и в пособничестве сепаратистам.

Руководство Одессы, Одесской области, правоохранительных органов до сих пор воздерживается от публичных заявлений по данному поводу. Лишь через несколько дней советник главы полиции Одесской области Руслан Форостяк заметил, что в тот же день в здании «Большой Московской» велись следственные действия, а активисты осуществляли их «общественный контроль».

Однако, в тот же день прокуратура Одесской области заявила, что никаких следственных действий в здании в этот день не происходило. Это показывает отсутствие координации между правоохранительными органами как раз тогда, когда они должны были пресечь захват или должным образом отреагировать на нее.


Фото: Алексей Мась

С резким осуждением акции, ее участкников и даже зашедших внутрь журналистов выступил крупный бизнесмен Андрей Ставницер. Он назвал это рейдерским захватом и заметил, что подобное рейдерство, особенно в центре города, фактически означает негативный сигнал всем потенциальным инвесторам в экономику Украины: «Уважение к частной собственности - ключевой принцип здоровой экономики. Гигиена. Без нее не будет ни-че-го. Ни инвестиций, ни новых рабочих мест, ни даже айтишников».


 

Рейдерство в Одессе

Рейдерские захваты подобные захвату «Большой Московской» - далеко не единственный такой эпизод в Одессе. Самый наглядный и «долгоиграющий» процесс — попытки Министерства юстиции, несмотря на проигрыш во всех судебных инстанциях, подчинить себе санаторий «Лермонтовский» - методом типичного рейдерского захвата с использованием «титушек» в масках и черной униформе.

Очень часто силовыми методами «отжимают» автостоянки, объекты малого бизнеса, различные здания в промзонах и так далее.

«Рейдерство» как понятие обычно обозначает незаконный, слегка законный процесс овладения чужим имуществом, часто с применением силовых методов или правоохранительных органов. Те захваты, о которых знают все со страниц СМИ — это лишь «верхушка айсберга»: более 90% «отжимов» имущества и бизнеса проходят без огласки.


Фото: Алексей Мась

Формально под определения рейдерства попадают и различные общественные акции протеста против строительства в знаковых для Одессы местах, ранее по не самым законным схемам попавшим в частную собственность. Например, сюда можно причислить и снос забора на пляже Лагуна по инициативе главы областной администрации Михаила Саакашвили, и уничтожение незаконных построек на этом же пляже два года спустя, и демонтаж ворот в Летний театр, и заходы активистов «в гости» на виллу Сергея Кивалова на берегу моря, и другие события. Но когда участок городской земли попадает в частную собственность незаконно, а новый владелец пытается застроить его или уничтожить зеленую зону — это воспринимается совсем не так, как когда захватывают санаторий или готовое здание.

 

Кто занимается рейдерством?

Конечные бенефициары и «заказчики» рейдерских захватов — как правило, представители крупного бизнеса, власти или силовых структур, иногда — и те, и другие, и третьи в одном лице. Но нас сейчас заинтересуют некоторые непосредственные исполнители — те, кто на месте захватывает здания, крушит заборы и так далее.

В случае с «Большой Московской» «отличились» организации «Свобода» и «Сокол». Тут же в соцсетях пошла волна комментариев о том, что владельцы «Большой Московской» стали на пути самого мэра Одессы — и тот заказал «захват» гостиницы.

Ранее, в 2017 году во время активной фазы противостояния бизнес-империй Аднана Кивана и Владимира Галантерника, находящегося в партнерских отношениях с городской властью, «свободовцы» активно «штормили» строительные объекты последнего и показательно игнорировали столь же нарушающие градостроительные нормы и закон стройки первого. И «наоборот» - некоторые другие организации вроде «Братства» не менее активно «штормили» стройки Аднана Кивана.


Фото: Алексей Мась

Так что, либо власть «перекупила» на свою сторону своих недавних оппонентов, либо те самые оппоненты ведут тонкую политическую игру против еще одних своих конкурентов, пользуясь их сложными отношениями с местной властью. Либо в игру вступила еще одна сила, в данный момент уже не связанная с городской властью, с тем же Киваном и преследующая сугубо свои интересы — заполучить еще одну площадку в центре города под размещение на ней очередного торгового центра.

comments powered by HyperComments