Освобожденный от боевиков Славянск: мирный город и руины (ФОТО)

Александр Вельможко, фото автора  |  Воскресенье, 23 октября 2016, 10:52
Фотокорреспондент Южного Курьера знакомит читателей с тем, как через два года после освобождения от террористов как живут люди, как выглядит Славянск, - город, с которого началась АТО.
Освобожденный от боевиков Славянск: мирный город и руины (ФОТО)

Славянск - город-курорт, город, с которого началось вооруженное противостояние на востоке Украины. Население чуть более 110 тысяч человек, бальнеологические санатории, массовое производство керамической плитки, три троллейбусных маршрута и интересная история - все это нормальный, мирный Славянск.


Славянский курорт

Основан он был украинскими в 1645 году как крепость Тор. Но не путайтесь, ничего общего с древнегерманским богом нет - крепость названа по названию речки Торец. Уже позже, в конце XVII века, когда здесь некоторое время властвовала Османская империя, речку стали называть Казенный Торец - поскольку охраняемые государством (любым) соляные копи назывались казенными.


Дороги к Славянску до сих перекрыты блок-постами

Славу Славянску принесли его курорты, базирующиеся на соленых карстовых озерах, рядом с которыми еще с XIX века построили грязелечебницы и санатории. Сейчас в одном из них базируются украинские воинские части. 


Один из самых новых многоэтажных домов Славянска - 1980-х

Над городом нависает естественная меловая гора высотой до сотни метров. 


Меловая гора под Славянском

Старых зданий в Славянске осталось мало. Среди них - печально известное здание городского управления СБУ.

Также есть несколько монументальных "сталинок", в том числе здание авиационного училища. К ним нужно добавить пару кварталов "сталинок" попроще. Остальная архитектура - "хрущобы", "брежневские" многоэтажки и многочисленный частный сектор.


Клуб в стиле сталинского ампира в Славянске

В новейшую историю Славянск вошел как город, с которого начались боевые действия на Донбассе, известные как Антитеррористическая операция. Все началось 12 апреля 2014 года с захвата городского отделения милиции, которому предшествовала отправка 40 вооруженных милиционеров в Донецк. Два десятка боевиков с легкостью овладели горотделом, в котором никто не мог или не хотел оказывать сопротивление - в результате местным маргиналам раздали автоматы и 400 пистолетов Макарова. В тот же день боевики захватили здание СБУ, горсовет и к утру 13 апреля расставили блок-посты на всех въздах в город, овладев, таким образом, Славянском.


Тот самый городской отдел полиции, два года назад зазваченный боевиками. Сейчас так не получится.

Главарь вторгшихся в город вооруженных бандитов Игорь Гиркин называл свое подразделение "отрядом Крым", который совершенно случайно вышел к Славянску - и оказалось то, что надо - среднего размера город, который удобно контролировать незначительной группой боевиков. Впрочем, Гиркин лгал - потому что Славянск исключительно удобен для захвата и обороны при условии отсутствия у нападавших бронетехники и желания массированно обстреливать жилые кварталы. А все потому, что все основные въезды в город проходят по мостам, по мосту проходит и идущая по окраине Слаянска трасса Харьков - Изюм - Донецк - Ростов.


Дорога Харьков - Донецк - Ростов под Славянском проходит по мосту, взорванному бандой террориста Моторолы

В дальнейшем буквально за несколько дней Гиркин сформировал из инфильтровавшихся в Славянск российских наемников, кадровых военных и добровольцев, а также местных "ватников" подобие армии. Несмотря на захват города, через Славянск ходили пассажирские поезда, рядом по трассе курсировали автобусы - на них и прибывали "залетные" боевики из России. А ядром местных членов "ополчения" стали различного рода маргиналы и асоциальные элементы.


Здание городского управления СБУ в Славянске, в подвалах которого террористы держали арестованных

"Все происходившее казалось мне крушением украинского государства. Они брали один город за другим - Славянск, Краматорск, Горловка, Донецки, Мариуполь... Угрожали идти на Киев и дальше. А у нас установился совершенно террористический режим, в котором была угроза жизни для любого гражданина. Пророссийская идеология и пропаганда "русского мира" изначально привели к тому, что я чувствовал себя единственным на весь город проукраинским гражданином. И точно так же чувствовал себя любой другой житель Славянска с проукраинской позицией. Лишь после освобождения города и я, и многие другие поняли, что мы были не одни" - говорит бывший чиновник мэрии Славянска, ответственный за взаимоотношения с общественностью и внутреннюю политику Денис Бигунов.


Горсовет Славянска и площадь Соборная, где проходили основные события апреля 2014-го

Вооруженный захват милиции и СБУ в Славянске, а затем админзданий там же и в Краматорске буквально вынудил высшее руководство Украины в лице СНБО объявить режим Антитеррористической операции (АТО). Попытки освободить Славянск, предпринимаемые сначала незначительными (всего несколько сотен человек) спецназа и нацгвардии, а затем и полноценными армейскими подразделениями, оказались безуспешными.


Мемориал погибшим бойцам АТО в Восточном микрорайоне Славянске, у места боев

Город постепенно окружили, к 4 июля полностью заблокировав его. При этом были повреждены ЛЭП, питающие как Славянск, так и водонасосные станции для нескольких городов в окрестностях. Вместе с прекращением подвоза продуктов это привело к гуманитарной катастрофе в Славянске - город в июне остался без воды, без электричества, без газа, без свежих продуктов, не хватало наличных денег. Все, кто мог - выехали. Улицы опустели.


Для контраста: мирная улица в Славянске в том самом месте, где около СБУ были четырехметровые бетонные барриикады сепаратистов

Боевые действия свелись к борьбе за блок-посты на ведущих в Славянск дорогах, а также к попыткам правительственных сил отрезать Славянск от Краматорска.


Пробитая осколками композиция на въезде в Славянск со стороны Краматорска и Донецка

Именно поэтому наиболее тяжелые бои в мае - июне 2014 г. развернулись в микрорайоне Восточный, отделенном от остальной части города речкой Казенный Торец и в которой находилась развилка дорог на Краматорск и Донецк. Здесь в помещениях областной психиатрической больницы засела банда того самого Моторолы -  в результате чего больница и частный сектор в этом районе сильнее всего пострадали от артиллерийского огня.


Один из разрушенных артогнем и пожаром корпусов психиатрической больницы

Отсутствие должной координации между частями АТО зачастую приводила к печальным инцидентам. Речь идет, в частности, о засаде на одной из дамб Краматорского водохранилища, по которой шло снабжение частей на горе Карачун, а также о танковой атаке боевиков на блок-пост №1 около поселка Мирный, о которой украинские части предупредили заранее. 


Место, где на развилке дорог был разгромленный танками боевиков блок-пост №1 у поселка Мирный

Сами боевики, по впечатлениям Бигунова, вели боевые действия с вероятной целью спровоцировать эскалацию напряженности и ненависти. "Об этом свидетельствует, в частности, их постоянная, так сказать, традиция, обстреливать украинские войска из жилых кварталов - чтобы "ответка" прилетала именно туда, против мирных жителей. Естественно, тут же появлялись российские СМИ и начинали панические репортажи о том, как "хунта" обстреливает собственный народ. Точно так же боевики вели хаотичный обстрел одних кварталов Славянска из других кварталов: подъезжает машина с минометом, делают несколько выстрелов и уезжают".


Разграбленные мародерами руины психиатрической больницы

Выход боевиков из Славянска также расценивается неоднозначно. С одной стороны, после полного окружения города у них не оставалось иного выхода - или прорыв в том или ином виде, или постепенное поражение. Вопросы возникают к украинскому командованию, которое не смогло или не захотело уничтожить колонну террористов во время их перехода из Славянска в Донецк.


Руины психиатрической больницы восстановлению не подлежат


Несмотря на реляции о полном разминировании территории вокруг Славянска, в комплексе психиатрической больницы все еще можно нарваться на растяжку, неразорвавшийся боеприпас или противопехотную мину

После освобождения города некоторое время здесь был вакуум местной власти. Горсовет возглавили те же "регионалы", которые ранее голосованием под дулом автоматов легитимизировали террористов, а затем сотрудничали с ними. Высказывали и мнения об упразднении Донецкой и Луганской областей с последующей передачей Славянска и Краматорска под юрисдикцию Харьковской области. Однако, уже к осени секретарем Славянского горсовета и и.о. мэра стал единственный не относящийся к бывшей партии регионов депутат Олег Зонтов, который смог более-менее наладить работу местного самоуправления до осени 2015 года - до местных выборов. За счет государственного и местного бюджетов достаточно оперативно запустили основные коммунальные услуги и начали восстановление многоквартирных жилых домов. С восстановлением более чем тысячи полностью или частично разрушенных домов частного сектора дело было сложнее - на это выделять бюджетные средства нельзя. Выход нашли за счет донорской финансовой помощи из Европы, работе волонтеров и общественности. Так, на месте совсем разрушенных домов из расчета по 10 тысяч евро за жилье за счет европейских организаций начали ставить модульные домики. К ремонту других домов подключились религиозные организации и волонтеры из Западной Украины - работавшие бригадами по вахтовому методу.


Разрушенный попаданием снаряда частный дом на окраине Славянска

Тем не менее, у Славянска осталось множество проблем. Во-первых, это предельная изношенность инженерных коммуникаций - водопровода, канализации, энергосетей. Во-вторых, более половины населения составляют пенсионеры, что определяет депрессивность всей политики в городе в целом, сравнительно малый объем собираемого подоходного налога и необходимость больших социальных расходов. В-третьих, ряд промышленных предприятий окаазались разрушены. В-четвертых, в городе так и не смогли запустить закрытую еще в 2012 году по причине поломки на подстанции линию троллейбуса в микрорайон Восточный - и контактную сеть разворовали. 


Разграбленная охотниками за цветным металлом линия троллейбуса

Ряд этих проблем можно было решить как с помощью целевых дотаций из госбюджета на восстановление городской инфраструктуры, так и за счет целевых кредитов ЕБРР и других европейских финансовых организаций. По словам Олега Зонтова, за время его работы было подготовлено несколько проектов под кредитование ЕБРР - в частности, замены сетей водопровода и восстановления троллейбусной линии. Однако, после местных выборов 2015 года, в которых большинство в горсовете сформировал Оппоблок, эти проекты положили под сукно. А государственное финансирование, в основном, пошло на ремонт многоквартирных домов, что естественно.


Славянский троллейбус. На три оставшихся маршрута выходит всего 13 единиц подвижного состава - на 100-тысячный город.

Правда, местные активисты отмечают как позитивный момент активизацию политической жизни Славянска. Так, впервые в его горсовете теперь больше, чем одна фракция. Вместо безраздельного доминирования пророссийских "регионалов", теперь здесь есть, несмотря на большинство Оппоблока, небольшие фракции партий "БПП-Солидарность", "Наш Край", "Самопомощь" и "Аграрной партии". При этом, учитывая близость выборов в будущие объединенные территориальные громады, некоторые партии уже сейчас ведут активную агитационную деятельность. Таким образом, на осколках бывшей ПР и борющихся между собой бывших "региональных" кланов, в Славянске появились и другие политические силы, способные так или иначе влиять на ситуацию.

Данные социологических опросов и результаты голосования на местных выборах говорят о том, что уровень поддержки проукраинских сил в Славянске сейчас около 30% и имеет тенденцию к росту. "И это не только результат работы украинской власти по восстановлению города, реформ и тому подобного. Это еще и результат полного разгрома пророссийских сил в городе. Пророссийские лидеры и примкнувшие к ним маргиналы-"ватники" в большинстве своем покинули Славянск, а вместо них в город переселилось много беженцев из находящихся сейчас под оккупацией городов. Оставшиеся же симпатики России не имеют возможности самоорганизоваться, кроме того, они видят, что без прямой военной поддержки России любое антиукраинское движение ждет полный разгром" - отмечает Денис Бигунов.


Храм Святого Духа православной церкви Московского патриархата напротив горсовета Славянска - центр пророссийской пропаганды в городе

Так или иначе, будущее у Славянска есть, несмотря на огромный комплекс проблем. В городе начинает реально функционировать гражданское общество, появилась политическая активность, успешно работает малый и средний бизнес. На серьезные инвестиции город рассчитывать, пока он находится в прифронтовой зоне, еще не может. Однако, при наличии политической воли местных властей, Славянск может получить финансовую помощь на решение коммунальных проблем. 

comments powered by HyperComments