На Дунае сорвало с якорей баржу, шесть лет стоявшую около Вилково
Многие жители и гости Вилково обращали внимание на стоящую на Дунае напротив морского вокзала баржу, выкрашенную в красный цвет. Стояла она тут с 11 октября 2014 года - когда ее из Израиля привел буксир «Limiless» под флагом Молдовы. Сначала буксир с баржей были в акватории порта Усть-Дунайск на 19-м километре Дуная. Затем буксир перевели в другую акваторию Усть-Дунайска, где он стоит и сейчас. А баржу под названием «Pelorus» поставили прямо в русле Дуная на якоря - как раз на линии границы Украины с Румынией. С тех пор баржа там и оставалась, причем периодически она смещалась на некоторое расстояние, создавая помехи судоходству и рыбной ловле.
Баржа построена в 2008 году, имеет длину 91,5 метр, ширину 24,4 метра. Владельцем баржи указывается зарегистрированная в Москве компания «Camelot Freight Services Ltd», а порт приписки - Джурджулешты (Молдова).
В конце 2019 года баржа стала постепенно смещаться вниз по течению Дуная. А 31 июля баржу «Pelorus» вообще сорвало с якорей и понесло течением. Сначала неуправляемое судно понесло к румынскому берегу Килийского гирла Дуная, а 1 августа - по Старостамбульскому гирлу и гирлу Быстрое.
В итоге, бесконтрольно двигавшуюся баржу удалось взять на буксир, а затем и поставить на якорь силами ГП «Морской торговый порт Усть-Дунайск» в кооперации с сотрудниками ГП «Дельта-Лоцман», ГП «Черномор НИИ Проект» и ГУ «Госгидрография». «Сейчас баржа находится на 7 километре Старостамбульского гирла, она стоит на левом якоре, в безопасном положении, судоходству не мешает. Повреждений нет, разлива тоже. Сейчас угроз я никаких не вижу. В ближайшее время судовладелец её должен убрать — её отбуксируют на ремонт», - прокомментировал ситуацию капитан порта Усть-Дунайск Александр Ломов.
Директор Дунайского биосферного заповедника (ДБЗ) Александр Волошкевич рассказал подробнее, что происходило с баржей до того, как ее сорвало с якорей и о подробностях операции по ее остановке. «Вопрос о вреде баржи уже несколько раз поднимался на заседаниях Дунайской ассоциации рыболовецких хозяйств, научно-техническом совете заповедника, исполкоме Вилковского горсовета, особенно когда с конца 2019 года она стала постепенно смещаться вниз по течению. Баржу вечером в пятницу, 31 июля, сначала вынесло к румынскому берегу, а на следующий день, при смене направления ветра, ее понесло вниз по Старостамбульскому гирлу. В сопровождении судов указанных вами предприятий, она прошла мимо судоходного хода по гирлу Быстрое и ее удалось заякорить за 400 м выше заповедного гирла Восточное, за что спасибо большое всем причастным к её успешной постановке на якорь».
Также Александр Волошкевич предположил, что владелец вряд ли в ближайшее время займется баржей и высказал опасения, что ее может снова сорвать с якорей и вынести либо на прибрежные отмели в устье Дуная. либо даже к румынскому порту Сулина. «Я не верю, что судовладелец заберет баржу в ближайшее время, и есть опасение, что она может опять стоять на новом месте годами. На новом месте она снова перекрыла участок, где ловят рыбу тремя двойными сетями (до этого здесь была возможность лова сетью общей длиною 225 м). Напротив морского вокзала в городе Вилково баржа хотя бы была на виду и можно было оперативно контролировать её смещения, что мы и делали. Но если при доминирующих северо-восточных ветрах её сорвет с якоря или она опять почему-то отцепится, то ее снова вынесет к румынскому берегу. Худший вариант – она пройдет вниз по течению и полностью заблокирует, из-за имеющейся косы, гирло Восточное. Также ее может вынести на обширные морские мелководья, где баржу быстро занесёт песком и к ней уже не подойдет никакой буксир. Именно по этой причине ниже по течению, на румынской части косы «Новая земля», около десяти лет стоит румынское судно. .... Выход только один — отбуксировать ее в затон Базарчук или в город Килия, а издержки предъявить судовладельцу».