Подробности мегапожара на Ланжероне: сгоревший дотла ресторан, взрывы газовых баллонов и опасный транспортный коллапс (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Понедельник, 24 июля 2017, 23:39
Весь вечер корреспондент Южного Курьера наблюдал за пожаром на Ланжероне, во время которого дотла сгорел деревянный ресторан Хуторок, и сделал некоторые выводы.
Подробности мегапожара на Ланжероне: сгоревший дотла ресторан, взрывы газовых баллонов и опасный транспортный коллапс (ФОТО)

Пожар начался около 19 - 19:10 вечера. Очаг возгорания, по словам очевидцев, находился под навесом около мангалов справа от здания, если смотреть на него со стороны фасадов. До приезда пожарных сотрудники ресторана пытались потушить огонь самостоятельно, но безрезультатно. Оперативную новость о пожаре смотрите по ссылке.

Пожарные были на месте возгорания уже к 19:15, а вызов к ним поступил в 19:04 - в эти минуты прибыли первые три пожарные машины и спасатели оперативно начали работать. К этому моменту весь Ланжерон уже заволокло дымом, среди отдыхающих началась паника - люди пешком и на своих автомобилях начали покидать пляж.

В первые минуты после прибытия пожарных обнаружилось две проблемы. Первая - им поначалу негде было взять воду, а пока они наладили пожарные магистрали и начали заливать возгорание - пламя уже охватило всю деревянную конструкцию ресторана. Вторая - из-за скопления машин на единственной узкой двухполосной дороге на выезде с пляжа Ланжерон к месту пожара не могли подъехать другие пожарные машины и скорая помощь. И это - прямое следствие проведенной в конце 2014 года автомобилизации пляжа Ланжерон, когда его собственники в лице депутата горсовета Андрея Кисловского незаконно построили на побережье сеть парковок.

За те несколько минут, которые прошли от приезда пожарных до распространения огня на все здание, потушить которое было уже нельзя, спасатели вместе с сотрудниками ресторана и несколькими прохожими смогли вынести изнутри восемь газовых баллонов. Однако, как утверждают сами пожарные, еще несколько баллонов остались внутри и взорвались. 

Огонь перекинулся на деревянное здание ресторана и его камышовую крышу в 19:25. К этому моменту спасатели доложили о возгорании площадью около 300 квадратных метров.

Сразу после этого пожарные начали разгонять столпившихся около него зевак - так как существовала возможность сильного взрыва неустановленного количества газовых баллонов, от которого могли пострадать люди.

 

После этого буквально за 3-4 минуты огонь охватил все здание ресторана, распространившись по чрезвычайно легковоспламеняющейся крыше.

Руководство ГСЧС в ходе короткого брифинга в процессе тушения огня заявило, что владельцы "Хуторка" не допускали пожарных с проверками ресторана на предмет его безопасности. В свою очередь, представители владельцев ресторана заявили изданию "Пушкинская.net", что все проверки пожарных проводились по плану, а крыша здания каждый год в мае обрабатывалась противопожарной пропиткой. Также соблюдались все требования пожарной безопасности – имелись инструкции, огнетушители и т.д. (О том, как деревянное здание с камышовой крышей "пропитали" противопожарным составом, говорят фотографии - ред.)

Начиная примерно с 19:30 и до 20:30 пламя поднялось на высоту более 10 метров и было хорошо заметно с множества высотных зданий вдоль побережья Одессы. Единственное, что могли сделать в это время пожарные - постараться не допустить распространения огня вокруг. Одному из спасателей стало плохо от чрезвычайно высокой температуры - ему оказали помощь врачи "Скорой помощи".

При этом пожарные смогли организовать подачу воды по шлангам из моря и из Обсерваторного переулка - ближе пожарные гидранты или не действовали, или не давали достаточного напора воды.

Огромный столб дыма был виден издалека, а облако дыма распространилось над Одесским заливом. Весь пляж Ланжерон засыпало пеплом.

Пожар локализовали только примерно к 21:30 - 21:40. По сути, локализация пожара произошла тогда, когда почти все конструкции "Хуторка" уже выгорели. Только после этого времени пожарные смогли зайти внутрь помещения, то есть, обугленного деревянного остова и начать заливать водой уцелевшие остатки конструкций. Этот процесс продолжается до сих пор.

Во время пожара среди отдыхающих на пляже возникла паника - все начали, по мере возможности, выбираться наверх, на городские улицы. И если для пешеходов это было достаточно легко при наличии большого количества лестниц, подъемов или хотя бы просто отойти вдоль берега или по Трассе Здоровья в сторону Отрады, то автомобилистам не повезло. Единственный официально открытый выезд с всех прибрежных парковок, вмещающих более тысячи автомашин, находился буквально в паре метров от места пожара. Естественно, что огромная масса автомобилей, помноженная на работу пожарных и перекрытие ими движения у самого места возгорания, заблокировали всех автомобилистов - что, опять же, говорит о непродуманности всей автомобильной развязки в этом районе, сделанной в угоду бизнес-интересам, а не безопасности. Ситуацию несколько исправили сотрудники полиции - они перекрыли движение на въезд к морю аж от начала Лидерсовского бульвара, а также открыли аварийный выезд с парковок на Трассу Здоровья около спуска Вице-Адмирала Азарова с возможностью выехать в город по нему.

Таким образом, сегодняшний пожар продемонстрировал ряд крайне важных уроков для власти, спасателей и бизнеса.

С одной стороны, пожарные не имеют возможности оперативно подключаться к гидрантам в прибрежной зоне и вынуждены тратить время на организацию подачи воды из моря или с верхнего края склонов - а за это время легкие постройки у моря успевают сгореть. То есть в прибрежной зоне необходимо наладить нормальное функционирование водопроводной сети и системы пожарных гидрантов.

С другой стороны - чрезмерная емкость парковок на Ланжероне при узких въездах и выездах провоцирует пробки, препятствующие оперативному прибытию на место пожарных и скорой помощи при чрезвычайной ситуации. 

С третьей стороны, все те же узкие въезды и выезды могут привести не только к пробкам, но и к реальной опасности для жизни и здоровья автомобилистов при чрезвычайной ситуации. Например - тот же пожар в "Хуторке" вполне мог привести к одновременном взрыву нескольких газовых баллонов в тот самый момент, когда в нескольких метрах пытались выехать десятки и сотни автомобилей - с жертвами и возможностью распространения пожара на автомобили.

Решить эту проблему расширением дорог невозможно - и негде, и любое расширение дороги немедленно будет занято пробкой при любой нештатной ситуации. Зато можно ограничить автомобилизацию либо возвращением полного запрета на въезд в прибрежную зону, либо повышением стоимости парковки здесь до величины, неприемлемой для среднестатистического автолюбителя, скажем, до 100 гривен в час.

С четвертой стороны - пожар показал, что почти все постройки в прибрежной пляжной зоне в случае возгорания практически беззащитны, так как выполнены из легковоспламеняющихся материалов - в ущерб пожарной безопасности, но в угоду быстроты и дешевизны постройки.

Если эти уроки не будут учтены - то под угрозой оказываются и другие прибрежные постройки.

comments powered by HyperComments