О сермяжной правде "загадочной русской души" и не только...

Сергей Стеблиненко  |  П'ятниця, 5 грудня 2025, 12:24
Понятие "русской души" впервые использовал в 1842 году уроженец Свеаборга Нюландско-Тавастгусской губернии (ныне - Финляндия) обрусевший чухонец (так "величали" в имперской россии XIX века финнов) Виссарион Григорьевич Белинский в рецензии на «Мертвые души» потомка польских шляхтичей Н.В.Гоголя-Яновского, что само собой довольно символично: "русская душа" - мертвая душа.
О сермяжной правде "загадочной русской души" и не только...

После этого звучное словосочетание использовали не менее именитые классики "русской" литературы - потомок татарина Аслан-Челеби-мурзы Ф.М.Достоевский, прапраправнук татарина Турген-мурзы И.С.Тургенев, сын "выкрестов" Арона Моисеевича и Аделлы Мееровны Долматовских Евгений и неоднократно лечившийся от "русской болезни" (хронического алкоголизма) вятич Сергей Есенин.

Вот, как описывает "загадочную русскую душу" не менее загадочная русскоязычная Википедия - «народный дух», мифологема, символ русской об уникальных чертах русских в сравнении с жителями западных стран, одна из категорий национальной мифологии, не имеющая однозначного соответствия в эмпирической действительности.

Вам не кажется, что с подобными определениями мы где-то уже сталкивались?

Общие «психические свойства», общность «психического склада» какой-либо группы, мироощущение, мировосприятие, которые определяются этническими и национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью, целостная совокупность восприятия, верований, духовных навыков, формирующая картину мира и скрепляющая единство сообщества или культурной традиции...

Все это означает... менталитет! Причем, одна ментальность реконструируется через сопоставление с другой ментальностью, как в случае сравнения "уникальных черт русских" с жителями западных стран. 

Саму идею существования у целого народа одной "души" придумали немецкие философы Иоганн Гердер и Георг Гегель. Идея «народного духа» родилась как альтернатива универсальности человеческой природы. 

Но, и с этим мы где-то тоже сталкивались!

Ну, конечно - глобализм, как целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и пропагандистских мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрин. Ему противоречит антиглобализм - движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме.

В XX веке политику глобализма проводили Соединённые Штаты Америки, Советский Союз, Китай и нацистская Германия. С поражением во Второй мировой войне Германии и развалом СССР остались лишь два государства, способные проводить в жизнь доктрину мирового господства - США и КНР. Причем, американский глобализм, благодаря политике Рейгана, переродился в неоглобализм - распространение зоны интересов США на весь мир, установление их доминирования в "третьих странах" и формирование миропорядка на принципах однополярного мира с помощью экономических и военных рычагов влияния. В свою очередь Китай культивирует классический "тихий" глобализм, пытаясь "просочиться" в экономику "третьих стран" без применения военной составляющей.

Означает ли это, что современные Германия и россия полностью сменили свою стратегию "превосходства"? Вовсе нет. Просто изменилась тактика и методы. Так, процветающая Германия использует свое лидерство в Европейском Союзе, а ослабевшая россия пытается "подмять под себя" как международное движение антиглобалистов, так и сильно прогрессирующий, но пока не ставший на ноги окончательно исламский глобализм.   

Читая эти строки не привыкший к подобным размышлениям читатель может обвинить автора в хаотичном использовании несопоставимых между собою понятий. Это не так. Я лишь попытался построить некую аналогию между теоретическим объяснением и практическим восприятием происходящего - выдумавший пресловутую "русскую душу" Виссарион Белинский и проповедующая антиглобализм Грета Тумберг являются одного поля ягодами.

P.S.  Кстати фраза "одного поля ягоды" принадлежит уже упомянутому Ф.М.Достоевскому, который вложил ее в уста Аркадия Ивановича Свидригайлова, персонажа романа "Преступление и наказание" - личности «отталкивающей» и «омерзительной».

comments powered by HyperComments