100 дней Игоря Палицы: хрупкий мир и сложные кадровые вопросы
Игорь Палица стал губернатором в результате самых трагических с времен Великой Отечественной войны событий в Одессе - после гибели почти 50 человек в результате массовых столкновений в центре города и на Куликовом поле. Поэтому совершенно естественно, что вопросы установления мира в регионе и расследования событий 2 мая стали ключевыми в губернаторстве Палицы.
Сразу отметим, что Игорь Палица как никто другой заинтересован в успешном губернаторстве, что выражается, в первую очередь, в лояльности Одесской области новой центральной власти, в сохранении мира и спокойствия. Ведь иначе перестанут работать порты "Большой Одессы", что означат как крах всей системы внешней торговли Украины, так и крах бизнес-империи Игоря Коломойского и личного бизнеса самого Палицы. Кроме того, Игорь Палица признался, что рассматривает свою административную работу как имиджевый бизнес-проект - и его неудача больно ударит не только по имиджу Игоря Петровича как успешного бизнесмена, но и по его самолюбию.
Из хорошего. Игорю Палице таки удалось сохранить мир и в Одессе, и в области, хотя в начале мая имелись все предпосылки для эскалации конфликта. Вспомним, хотя бы, попытку штурма пророссийскими активистами городского УВД 4 мая, в результате чего более 60 задержанных 2 мая были освобождены. Разделенное ненавистью и горем на две части общество быстро успокоилось после обещаний нового губернатора наказывать всех экстремистов, независимо от их политической ориентации, а также за два месяца провести расследование и назвать виновных.
Первые шаги в этом направлении были сделаны незамедлительно - губернатор и новый начальник областной милиции Иван Катеринчук навели относительный порядок в рядах правоохранителей, реорганизовали систему блокпостов на выездах из Одессы, обеспечили спокойствие 9 мая, когда все ожидали очередного массового побоища. Вторым шагом стало оперативное формирование "группы 2 мая" из журналистов, работавших в этот день в самой гуще событий, экспертов в самых разных областях и некоторых общественников. Группа, в состав которой вошли преставители обеих сторон - "евромайдана" и Куликова поля, достаточно быстро начала выдавать промежуточные результаты расследования в виде объемистых публикаций в ряде местных и центральных СМИ.
Их плохого. Хоть мир и установился, но так называемые "военные тревоги" (термин из истории международных отношений последних двухсот лет) после 2 мая возникали далеко не один раз. К счастью, все слухи оправдались лишь однажды - 3 августа в Аркадии, когда некоторые особо экзальтированные протестующие против концерта Ани Лорак спровоцировали милицию на не совсем адекватный разгон акции протеста. Милиционеры при этом тоже "отличились" антиукраинскими высказываниями, за что некоторых даже уволили. Помимо сепаратистских настроений в самой Одессе, некоторые поводы для тревоги дает область - в виде слухов о таинственных боевиках на базах отдыха курорта Затока, в виде разговоров о сепаратизме в Бессарабии и паники насчет мифического вторжения вооруженных сил Приднестровья (численность которых меньше, чем число торговцев на одесском "7-м километре").
Далее. Расследование событий 2 мая не завершено. Ведут его паралелльно МВД и СБУ, депутатская комиссия Верховной Рады во главе с Антоном Киссе, и "группа 2 мая". По каждой из ветвей расследования окончательных и официальных результатов нет, и будут они очень не скоро, несмотря на обещание Палицы назвать виновных за два месяца.
По кадровому вопросу. Поначалу казалось весьма хорошим признаком, что Палица назначил на должность вице-губернатора по связям с общественностью.активистку "Евромайдана" и медиаэксперта Зою Казанжи. Действительно, уже в первые дни губернаторства Палицы состоялись его встречи с одесскими бизнесменами, общественниками, редакторами, журналистами, анонсировалась даже встреча с блоггерами. Таким образом Игорь Палица почти моментально получил имидж открытого к людям политика, способного выслушать граждан, узнать их проблемы и дать ответы даже на самые сложные вопросы. Впоследствии же все это сошло на нет. Зоя Казанжи оказалась не вице-губернатором, а начальником областного департамента информации. Сам Игорь Палица не дал ни одного полноценного интервью ни одесским, ни центральным СМИ. А некоторое время назад стало невозможно "достучаться" и до Зои Казанжи по рабочим вопросам в неофициальном режиме, о чем она сама и написала на своей страничке в Фейсбуке.
Другие кадровые назначения Игоря Палицы вызвали не просто недоумение, но и самый настоящий шок у наших читателей. На должность первого вице-губернатора он назначил Наталью Чегодарь, занимавшую аналогичных пост при губернаторе Матвийчуке, а до этого бывшей председателем Овидиопольской районной администрации. Именно в Овидиопольском районе, по многочисленным сообщениям в прессе, Чегодарь "прославилась" на не совсем законных схемах отчуждения и приватизации земли. Между прочим, именно в Овидиопольском районе владеет обширным участком побережья сам Палица, и он намерен создать там "морской Буковель", Правда, Палица пообещал немедленно уволить Чегодарь при первом же официальном подтверждении любого из ее потенциально коррупционных действий. Вторым одиозным назначением стал приход на пост вице-губернатора Михаила Кучука, ставшего известным в Одессе на посту вице-мэра по строительным вопросам и зам. главы Киевской городской администрации - где он курировал все строительство и создал коррупционные схемы, подмявшие под себя всех застройщиков. Куда меньше резонанса вызвала попытка вновь назначить на пост начальника областного управления защиты культурнного наследия Наталью Штербуль - в результате протестов общественности эта должность до сих пор вакантна. Вакантны и должности более половины глав районных администраций - но вакантны они еще со времен Януковича.
В деле внутренней политики Игорь Палица оказался сторонником унитарного государтвенного строя. Но при этом он очень хочет дать регионам больше полномочий в налоговых и финансовых вопросах - чтобы почти все собираемые в областях налоги там и оставались. Также губернатор позволял себе весьма резкие высказывания в адрес государственного казначейства, назвав его "раковой опухолью", не дающей возможности распорядиться несколькими сотнями миллионов гривен только из бюджета Одесской области.
Кроме того, Палица показал себя самым настоящим кабинетно-кулуарным руководителем. За 100 дней он выехал за пределы областного центра лишь однажды - посетив за одну короткую поездку райцентры Рени и Болград.
Тем не менее, губернаторство Игоря Палицы в свете происходящих на востоке страны событий следует воспринимать скорее положительно, чем отрицательно. Приход нового для области человека в самый горячий момент ее новейшей истории несколько охладил пыл на местах, на первое время сгладил межклановые противоречия. Кроме того, регион, потенциально грозивший взорваться открытым военным конфликтом, остался спокойным и сохранил верность Украине. Очень сложная задача-минимум на данном этапе выполнена и в условиях почти открытого противостояния с Россией и грядущих выборов в парламент сохранение Палицы на посту губернатора выглядит скорее позитивным, чем негативным фактором в жизни Одессы и области.