Старая Аркадия: на трамвае прямо к морю (Ретро-фото)

Одесская мэрия решила не запускать трамвай в Аркадию, ограничив линию 5 маршрута до площади 10-го Апреля. Продолжая тему 104-летнего юбилея Одесского трамвая и развивая тему возвращения трамвайного кольца в Аркадию, Южный Курьер предлагает своим читателям совершить путешествие во времени. Прокатимся в Аркадию сначала на конке, а потом на трамвае - с помощью старых фотографий.


Начнем мы наше путешествие с конки. Да-да, линия конки была проложена в Аркадию еще в конце XIX века. И ее конечная остановка располагалась прямо на мостике, переброшенном через Аркадийскую балку у самого моря.

Собственно, вагончик с парой лошадей видно на почтовой открытке за 1908 год.

Уже летом 1911 года на Аркадийский пляж начали ходить электрические трамваи. Первоначально сюда ходил маршрут без номера (до Революции 1917 г. все маршруты обозначались названиями конечных пунктов) от Лагерного переулка - от его пересечения с Французским бульваром. Только в 1915 году маршрут продлили в город - по Французскому бульвару, улицам Белинского и Большой Арнаутской до угла Преображенской. В таком виде трамвай ходил в Аркадию (только летом, зимой там делать было нечего) до 1919 года, когда электричество кончилось. 

Дореволюционное фото Аркадии с трамваем на мостике

Второй раз в Аркадию трамвай пустили только в 1923 году. Ходил он только летом. В самой Аркадии имелось кольцо, раскинувшееся по двум берегам балки. У берега пути проходили по мостику, рядом с которым была конечная остановка - с павильоном-"грибком". В 20-е годы от мостика в сторону нынешней улицы Каманина уходила еще одна трамвайная линия - маршрута 26А, ходившего от Аркадии через 8-ю станцию Фонтана на Чубаевку. В 1931 году эту линию закрыли - так как она пересекалась с железнодорожной веткой к 39-й береговой батарее (на месте нынешнего сквера Юность) и мешала движению поездов. А трамвай маршрута №17 с 1928 по 1934 год ходил в Аркадию от Тираспольской площади.

На фото, сделанном в 20-е гг., видно трамвай, только что выехавший с мостика.

В начале 1930-х Аркадия преобразилась. Здесь строились санатории и прочие здравницы. А сам курорт подвергся реконструкции. Трамвай перестал доходить до пляжа. А в начале обустроенной именно тогда центральной аллеи (той самой, которая была уничтожена в 2013-2014 гг.) построили новое кольцо, рядом с открывающим перспективу павильоном с колоннадой. 

На фото 1935 г. видно новый павильон и трамвай на новом кольце

О том, что трамвай ходил до самого пляжа, долгое время напоминали сохранившиеся на мостике рельсы и "грибки" бывшей остановки. Кстати, дореволюционный капитальный остановочный павильон сохранился до сих пор. С 1934 года 17-й перенаправили с Тираспольской площади на Греческую. Через центр города он шел по Греческой, Ришельевской, Пантелеймоновской - и так до 1957 года, пока не ликвидировали трамвайные пути на Ришельевской.

Мостик с сохранившимися рельсами, 1935 год

С 1957 по 1961 год узкоколейный 17-й маршрут ходил в Аркадию от Куликова поля - через Итальянский бульвар и Лейтенанта Шмидта выезжал на Пантелеймоновскую и далее. В 1956 году в Аркадию впервые пришел трамвай 5-го маршрута, от Староконного рынка. Но в 1956-1961 гг. 5-ка ходила по Новоаркадийской дороге - нынешнему проспекту Шевченко.

На фото - трамвай на конечной в Аркадии, 1956-1958 гг.

В 1961 году линию в Аркадию перевели на широкую колею. Заодно при этом убрали трамвайные пути с Новоаркадийской дороги, превратив ее в проспект Шевченко. Старый 17-й маршрут закрыли. В Аркадию теперь ходил только 5-й маршрут, на котором стали работать двух и даже трехвагонные составы моделей КТМ-1, а затем - КТМ-2.

На фото 1968 г. из архива А.А. Сурилова видна жизнь Аркадии с толпой людей, мелкой торговлей на конечной остановке и, естественно, трамваем.

В 1974 году, когда строили подземные переходы на Привокзальной площади, трамваи из Аркадии ходили в парк Шевченко и на Куликово поле - по маршрутам 5А и 5Б. Некоторое время трамваи, работавшие на маршрутах в Аркадию и на Большой Фонтан, оказались отрезанными от депо и ночью стояли на Куликовом поле.

Двухвагонные составы КТМ-2 дольше всех работали на 5 маршруте - до 1985 года. Фото Анатолия Вильковича, зима 1979 года.

В середине 80-х на 5 маршруте появились привычные одесситам "Татры". И до февраля 2014-го они, да еще и продукт украинского трамваестроения "К1", везли людей к морю.

"Татра" в Аркадии, 1986 г.

Еще одна "Татра" в Аркадии, 2001 г.

И вагончик модели "К1", 2012 год.

Сейчас трамвай в Аркадию ходит в "урезанном" режиме - два вагончика ходят в челночном режиме от театра Музкомедии. Дело в том, что кольцо при нынешней реконструкции Аркадии оказалось разобрано. Одесская мэрия планирует восстановить кольцо, начав работы в ноябре, и пустить трамвай в Аркадию весной 2015 г.

К 104-летнему юбилею одесского трамвая Южный Курьер подобрал лучшие его фотографии последних лет.

Подготовил Александр Вельможко

Использованы фото из архивов музея КП "Одесгорэлектротранс", сайта www.odessastory.info, www.transphoto.ru и личного архива автора.

Материалы по теме