Новый губернатор Одесской области: первые итоги работы

Александр Вельможко  |  Среда, 1 марта 2017, 16:33
Подвожу первые итоги работы нового главы ОГА Максима Степанова за чуть более чем месяц работы. Тут и попытки скрупулезно вникнуть в накопившийся от предшественника ворох проблем, и попытки разгрести авгиевы конюшни, и видимость прозрачных кадровых конкурсов.
Новый губернатор Одесской области: первые итоги работы

Прошло почти два месяца с момента официального назначения Максима Степанова главой областной администрации. В первый день весны пора подвести некоторые промежуточные итоги его работы, точнее, пока что, "рекогносцировки на местности". Сразу замечу, что за что-то Степанова стоит похвалить, за что-то - раскритиковать, а некоторые векторы его деятельности оценивать пока еще рано.

Так же рано говорить и о конкретных результатах. Так как с самого начала Максим Степанов дал понять, что лишь к началу марта подготовит и представит общественности план работы. До этого же его деятельность заключалась в налаживании системной работы обладминистрации, оперативному решению текущих вопросов, личному контролю тендеров по закупке медикаментов, формированию нового штата и знакомству с делами. Сегодня как раз начало марта - и поэтому мы все с нетерпением ждем плана Степанова.

В первую очередь Степанов знакомится с ситуацией в области, о чем сразу и сказал во время первой полуофициальной встречи с журналистами. На практике это выразилось в серии поездок в разные районы - так, 24 января он за один день посетил Измаил, Рени и Болград, затем 10 февраля - Кодыму и Балту, а сегодня он направился в Татарбунары и Килию. Между делом пару дней назад успел побывать на Одесском припортовом заводе. В этом видно признак системной работы - в отличие от сидевшего безвылазно в Одессе или "рулившего" по телефону из-за границы Игоря Палицы и внезапных кавалерийских наскоков Михаила Саакашвили.

Во вторую очередь Степанов взялся за налаживание системной работы всей областной администрации, ее департаментов и районных администраций. Формально это выражается в возобновлении еженедельных аппаратных совещаний, на которых то одного, то другого чиновника либо наказывают "кнутом", либо поощряют "пряником". Для большинства сотрудников ОГА, привыкших к тому, что за полтора года их непосредственный начальник Саакашвили чаще появлялся на телеэкране, чем в своем кабинете, а одной Соломии Бобровской на всех не хватало - еженедельные "аппаратки" становятся серьезным испытанием. Вместе с тем, от такой еженедельной процедуры попахивает совдеповским бюрократическим душком. Впрочем, если чиновники напряжены и в тонусе - то душок можно простить.

В третью очередь Степанов взялся за кадровый вопрос - и это сейчас, как выяснилось, стало самым проблемным моментом его работы. 

Для начала было обнародовано новое штатное расписание областной администрации. В нем несколько увеличилось число работников, но не столь значительно, чтобы говорить о раздувании бюрократического аппарата. Скорее, это походит на исправление тех ошибок, которые были допущены при реформировании ОГА Михаилом Саакашвили, особенно это касается совершенно провальной работы объединенного департамента здравоохранения и социальной политики, которым пока еще руководит Татьяна Кривая, а еще год назад курировала Мария Гайдар.

А вот с конкурсами на должности заместителей получился скандал. Во-первых, общественность возмутилась тем, что в составе конкурсной комиссии - слишком много подчиненных самого губернатора. Во-вторых, в конкурсах попытались принять участие многие чиновники и политики совсем не с белым и пушистым прошлым - вроде Александра Терещука и Вячеслава Шандрыка. Впрочем, их право как граждан Украины - принять участие в конкурсе, а обязанность комиссии - отсеять всех непригодных и выбрать лучшего. Вот с лучшими и получилась проблема.

Конкурс на должность первого заместителя выиграл Александр Терещук - бывший начальник полиции Киева, а во время Майдана он возглавлял ОблУВД в Волынской области, подлежал люстрации, оказался владельцем большого количества недвижимости. Мнения о нем разные - от слов о работоспособности и принципиальности до фраз "люстрация по нем плачет".Так или иначе, но в лице Терещука мы имеем одновременно и человека прежней системы, и матерого опытного чиновника одновременно. 

Конкурс на должность заместителя по социально-экономическим вопросам выиграла Светлана Шаталова, которая до этого была прямой подчиненной Максима Степанова в полиграфическом комбинате "Украина". Негативного бэкграунда за ней замечено не было. С одной стороны, ее выигрыш говорит и о профессионализме, и о возможной фиктивности конкурса, "заточенного" под конкретного человека. С другой стороны, Степанов явно знает Шаталову как профессионала с лучшей стороны, иначе она вряд ли вообще принимала бы участие в конкурсе.

Много вопросов возникло к процедуре проведения конкурсов. Так, они не освещались подробно на сайте ОГА, в результате чего журналисты добывали информацию любыми возможными способами. Обещанная журналистам онлайн-трансляция оказалась всего-навсего телевизором, установленном в одном из тесных кабинетов областной администрации. А на втором и третьем этапах в этом телевизоне не было звука, а картинка была направлена "в пол" - таким образом, журналисты ничего не слышали и не видели, чем занимается конкурсная комиссия. Из-за этого уже сформировалось движение из общественников и некоторых журналистов, поставившее целью проведение действительно прозрачных кадровых конкурсов, а сейчас готовящее даже акцию протеста против того, как они проводились.

Дальше имеет смысл процитировать мнение главы областной организации Комитета избирателей Украины Анатолия Бойко - опытного "смотрящего" за политиками, контролирующего их работу в мельчайших подробностях уже более 10 лет: "... организаторы конкурса откровенно поиздевались над СМИ, которые не были допущены в само помещение, где проводился конкурс и вынуждены были наблюдать лишь за трансляцией на экране телевизора. Суть цинизма организаторов была в том, что трансляция обеспечивала возможность только видеть, что происходит на собеседовании, но никак не слышать, т. е. картинка была, а звука — нет. И правда, в законе ж не написано, что должен быть звук — написано только, что должна быть прозрачность. И никогда не поверю, что губернатор был не в курсе, думаю, что ему, в лучшем случае, просто все равно. Вопрос — согласны ли одесские журналисты с таким отношением к себе со стороны первого лица региона? Хотя после "кулуарных чаепитий со СМИ", которые губернатор устраивал в начале своего "пришествия" и после того, как он так и не провел полноценной стартовой пресс-конференции, думаю, на какое-то иное отношение ко СМИ было сложно рассчитывать. Адекватным ответом СМИ была бы трансляция в дальнейшем всех выступлений Степанова в своих эфирах без звука с соответвующей плашкой-пояснением на экране. До тех пор пока господин губернатор не принесет свои извинения журналистам и не поменяет к ним свое отношение." - написал Бойко по итогам конкурсов.

Субъективно, Максим Степанов успел сформировать у автора этих строк впечатление знающего свое дело управленца, который ставит во главу угла контролируемость всех находящихся в его юрисдикции процессов, имеющего обширный кругозор, умеющего говорить четко и по делу. Объективно же можно сказать, что за полтора месяца работы он добился определенных успехов в восстановлении рабочего процесса в ОГА и сумел обойтись без конфликтов с областным советом и мэрией Одессы, но при этом существенно подпортил себе имидж кадровыми конкурсами. Серьезных достижений пока нет, нет еще и плана работы.

comments powered by HyperComments