Памятник погибшим 2 мая в Одессе: примирение или разъединение?

Среда, 10 июня 2015, 08:18
История с попыткой одесских городских властей установить памятник погибшим 2 мая далеко не так проста: скоро выборы.
Памятник погибшим 2 мая в Одессе: примирение или разъединение?

На сегодняшней сессии депутаты Одесского горсовета должны рассмотреть сразу ставший скандальным вопрос об установке мемориала в память жертв 2 мая 2014 года. Проект предполагает установку памятника в честь всех погибших с целью начала примирения расколотой Одессы. Место установки памятника пока не определено, однако существует высокая степень вероятности, что предложено будет Куликово поле. Напомним, что еще в конце мая 2014 года именно такая идея вовсю муссировалась карманной общественницей прежней областной власти Тамилой Афанасьевой, которая даже попыталась собирать деньги на будущий памятник, но, по ее собственным словам, не смогла собрать и гривны. Достаточно долго существовал и импровизированный мемориал у стен Дома профсоюзов, созданный родственниками и единомышленниками погибших при трагическом пожаре.

Проект, под которым в качестве авторов были указаны большинство фракций Одесского горсовета, немедленно вызвал раскол во фракции партии УДАР - такой, что под вопросом оказалось само существование фракции. Ее лидер, депутат Марина Багрий-Шахматова заявила, что от имени фракции подписался всего один из входящих в нее депутатов. Затем, 5 июня, лидеры почти всех фракций городского совета в ходе специального брифинга высказались в пользу установки памятника. Но при этом ряд политиков проукраинского толка поставили жесткое условие: памятник ни в коем случае не должен стоять на Куликовом поле, о чем автору рассказал депутат Александр Остапенко, лидер фракции "Народного фронта". Затем от проекта открестилась и пропрезидентская фракция "За европейскую Одессу", лидеры которой Дмитрий Спивак и Виктор Наумчак отмечают, что их фракция не ставила своих подписей под проектом.

Памятник по своей идее должен примирить идеологических противников. В этом он в чем-то повторяет идеологию общей братской могилы и общего памятника на том же Куликовом поле погибшим в дни Январского восстания 1918 года, в ходе которого в Одессе впервые была установлена советская власть и провозглашена Одесская Народная Республика.

При этом авторы проекта упоминают о "невинности" погибших, забывая, что расследование событий 2 мая еще не завершено и надлежащая оценка не высказана, а непосредственные виновники, зачинщики и заказчики массовых беспорядков, приведших сначала к кровавому столкновению в центре Одессы, а затем к смертельному пожару, до сих пор не понесли заслуженного наказания. Авторы проекта утверждают, что в многонациональной и толерантной Одессе экстремизм взял верх над человечностью, но не уточняют, какой именно экстремизм позволил себе с оружием в руках прийти в центр города и напасть на задумывавшееся мирным шествие.

Не стоит сбрасывать со счетов еще один психологический и политический аспект установки подобного памятника в то время, когда страсти еще не улеглись и в любой момент могут перерасти в очередное столкновение. Из 48 погибших лишь двое точно являлись сторонниками Евромайдана - Андрей Бирюков и Игорь Иванов. Из остальных 46 - 44 погибли в Доме профсоюзов и двое сторонников антимайдана погибли в центре Одессы. Таким образом, формально общий памятник фактически будет памятником погибшим антимайдановцам. Нисколько не умаляя человеческую жизнь как наивысшую ценность и соболезнуя родственникам и друзьям погибших, автор все же рискует предположить, что при таких обстоятельствах памятник станет не местом примирения, а местом постоянного напоминания о нанесенной обиде, поражении тех, кто ранее поддерживал движение на Куликовом поле, а сейчас настроен против нынешней украинской государственности.

Еще одной причиной повышенной активности в деле увековечивания памяти погибших 2 мая могут стать выборы. Менее чем через три месяца стартует официальная предвыборная кампания. А открытие памятников незадолго до выборов - одна из традиций Геннадия Труханова, выраженная, например, в установке копии памятника Суворову в сентябре 2012 года. О недопустимости использования темы 2 мая как предвыборной технологии говорится в обращении членов медиа-экспертной "Группы 2 мая", в котором они требуют отложить рассмотрение вопроса памятника до 2016 года.

Исходя из этого, а также из неопределенности локации памятника можно предположить следующее. Установка памятника, ввиду близости выборов, может стать предметом спекуляции и пиара на трагедии для нынешней городской власти, которая таким образом рассчитывает получить дополнительные голоса немалого числа сторонников пророссийских идей. Именно этим, скорее всего, и объясняется желание принять поскорее нынешний проект в виде безобидной декларации о намерениях, а затем оперативно изготовить памятник и установить его. Мы знаем, как соотносятся обещания одесских чиновников с их реальными делами на примере той же автомобилизации Ланжерона или реконструкции Аркадии, последствия которых Одесса расхлебывает до сих пор. То есть, не стоит исключать того, что после принятия декларации о намерениях, будет оперативно разработан и утвержден проект памятника, в котором подписавшихся под декларацией проукраинских политиков попросту "кинут" - и незадолго до 25 октября памятник будет установлен на Куликовом поле или рядом с ним.

Александр Вельможко

comments powered by HyperComments